Среди двигателей темы счастья действительно оказалось много маркетологов. В Украине ее продвигает Ангела Поддубная, которая до HR-должности в «Баядере» 20 лет занималась маркетингом; в России —Филипп Гузенюк, который пришел к этой теме после должности маркетинг-директора; на Coursera «Курс счастливой и наполненной жизни» читает Радж Рагунатан – профессор маркетинга и преподаватель Школы бизнеса при Техасском университете; а декан факультета маркетинга в Колумбийской бизнес-школе Шрикумар Рао написал книгу «Счастье на работе». Темой счастливых сотрудников и проектом «Институт Корпоративного Счастья» вот уже второй год занимаюсь и я.
Чем именно маркетологов привлекает эта тема? У меня возникло несколько гипотез:
1. Многие эксперты говорят, что счастье – это идея фикс ХХI столетия, то есть идея, захватившая и увлекшая людей во всем мире. Другими словами, это тренд, это то, что людям нужно, и маркетологи просто интуитивно поняли потребность, которая будет востребована и актуальна в ближайшее время. Спрос рождает предложение.
2. Во многих компаниях внутренним маркетингом и созданием корпоративной культуры занимаются именно маркетологи, самостоятельно или вместе с HR-ами. И так как за последние пару лет в связи с печальными событиями в нашей стране настроение людей сильно упало, то, чтобы компании опять стали «живыми», в ценностях появились такие понятия, как счастье, драйв, энергия, фан. И маркетологи начали их коммуницировать, в том числе и вовне – на внешний рынок.
3. Маркетологи знают, что ПРОДАЮТ эмоции, и они просто заменили привычные для HR-ов лояльность, вовлеченность, нематериальную мотивацию эмоционально окрашенным понятием – счастье. Все же люди хотят быть счастливыми, и со счастьем у всех связаны какие-то обязательно положительные эмоции, правда? Значит, эту тему будет проще продать и собственнику бизнеса, который платит за этот банкет, и сотрудникам компании, которых нужно «осчастливить» = сделать более вовлеченными, мотивированными, инициативными, лояльными, эффективными, открытыми к изменениям и т.д.
4. Маркетологам для реализации маркетинговых стратегий нужны партнеры. А это и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и отдел по работе с клиентами, и курьеры. Конечно, лучше, если это будут счастливые и позитивно настроенные люди. А увеличение продаж, качества сервиса, удовлетворенности клиентов и повышение эффективности, как утверждают исследования Gallup и McKinsey, станут логичным результатом повышения уровня счастья в компании. То есть счастливые сотрудники нужны для реализации маркетинговых стратегий и целей, которые в современных условиях рынка возможно уже не так просто и быстро достигаются, как раньше.
5. Цель маркетинга – делать людей счастливее. А зачем иначе нам, маркетологам, изучать боли клиентов, их нерешенные проблемы и неудовлетворенные потребности? Ведь очевидно, что решение этих самых проблем и удовлетворение потребностей сделает наших клиентов успешнее, красивее, здоровее, богаче, а в итоге – счастливее. То есть маркетологи и так все время занимались счастьем. Только раньше их усилия больше были направлены на внешний рынок, а теперь они нашли время и для внутреннего клиента.
Вот такие у меня возникли идеи. Как бы там ни было, чем больше специалистов из разных сфер бизнеса занимается счастьем, тем лучше. Не только же генетикам, психологам и социологам быть счастливыми!