06 Апр 2012, 09:55

Принципы построения материала от Леонида Бершидского

Третью лекцию в рамках обучения в школе главных редакторов UMH, которая состоялась в среду, 4 марта, проводил Леонид Бершидский. Его имя ассоциируется с ведущими деловыми изданиями России: «Ведомости», Forbes (Россия), «Русский Newsweek», Slon.ru.

Принципы построения материала от Леонида Бершидского

 

Третью лекцию в рамках обучения в UMH, которая состоялась в среду, 4 апреля, проводил Леонид Бершидский. Его имя ассоциируется с ведущими деловыми изданиями России: «Ведомости», Forbes (Россия), «Русский Newsweek», Slon.ru. Президент UMH, Борис Ложкин, пригласил Леонида в качестве редактора-консультанта организовывать работу редакций на принципах конвергентности. Тезисно о том, чем поделился лауреат премии «Лучший медиа-менеджер России 2010» в категории «электронные СМИ»:

 

Нагадуємо, що MMR розпочав прийом заявок для участі в Конкурсі PR-кейсів.

Ознайомитися з номінаціями, правилами подачі кейсів та заповнити анкету для участі можна тут. Найяскравіші кейси будуть представлені згодом на сторінках mmr.ua та лендингу конкурсу. Найкращі кейси оргкомітет MMR нагородить під час PR марафону 8 листопада.

Подати заявку

1.      Метод перевернутой пирамиды при написании статей в газетах и онлайн еще никто не отменил (самое важное вначале). Поэтому, как и прежде, заголовок отвечает на вопросы Что? Где? Как? Зачем? Когда? Почему? В лиде должен содержаться яркий ответ на вопрос Ну и что с того?. Тогда читателю будет понятно, зачем ему читать статью. При таком обилии новостей и источников новостей как сейчас нужно очень постараться привлечь внимание читателя. Но поскольку точно сказать, кто твой читатель невозможно, нужно ставить себя на место читателя или представлять конкретного человека.

 

2.      А вот в журнале заголовки могут быть игровыми — «Уравнение с двумя непременными» (Русский Newsweek). Они должны заключать в себе кусочек обмана, некой иллюзии. Хорошо, если в лиде будет ловушка — какой-то парадокс. Во втором абзаце нужно разместить то, ради чего написана статья — ответ на вопрос «Ну и что с того?», в онлайне эта функция возлагается на лид.

 

3.      Чтобы статья запомнилась, очень важно правильно завершить материал. Приберегите «лакомый кусочек» для концовки. Дайте читателю возможность заглянуть в будущее, например, путем экстраполяции событий.

 

4.      Для сегодняшних печатных и онлайн-СМИ характерна тенденция к укорачиванию текста. Если еще в 2005 году в The New York Times средняя длина текста составляла 1200 слов или 8000 знаков, то сегодня это 6 000 ( а еще лучше не больше 3000). Рассчитывая длину текстов, нужно учитывать среднюю скорость чтения человека (1500 знаков в минуту), а также use cases — места, где человек читает ваши статьи. Если это, например, газета, которая распространяется в метро, то тексты должны быть «заточены» на время чтения за один перегон между станциями.

 

5.      При выстраивании канвы статьи в онлайн и принте используйте «бритву Оккама» ‑ принцип достаточного основания ‑ при цитировании экспертов. Цитаты сами по себе затрудняют чтение, а эксперты, скорей всего, говорят очевидности. Если это не ваш случай, то лучше передать сказанное непрямой речью. Исключением является цитата, которой никто не поверит, если вы ее перефразируете, например, откровенная глупость или нечто абсурдное. И ни в коем случае не завершайте свой материал прямой речью.

 

6.      Избегайте главков и следите за связками, которые вовсе не технично связывающие текст слова, а логика, и ее можно перепроверить невозможностью переставить абзацы/предложения местами.

 

7.      В статье должно быть не меньше трех источников. Не пишите очевидных вещей, даже если они звучат из уст эксперта, потому что задача репортера — удивить, — источник не помогает вам реализовать эту задачу, значит, не стоит его упоминать.

 

8.      Читатель в сети и принте стал меньше читать и больше смотреть. Он полюбил инфографику и фотографии. Ярким примером служат популярные обложки журнала New Yorker, на которых нет текста.

 

9.      При написании материала пройдитесь по проверочному списку, предложенному Робом Мелтоном в «Руководстве для журналиста-новостника» (News Writer’s Handbook, 2000). Выдержку из руководства читайте на  

 

10.  Сегодняшний искушенный обилием информации читатель хочет видеть необычные форматы подачи новостей. В виде пьесы, теста, комикса, рейтинга, инфографики, карикатуры или нарисованного анекдота. Такие форматы становятся вирусными и постятся по всему Интернету, по большей части соцсетям. Они более активно обсуждаются, чем традиционные тексты.

 

11.  Глянец прекрасно вписался в новую реальность. Ему не надо было очень меняться. Его «цифровые» версии отлично смотрятся как на традиционных экранах компьютеров, так и на планшетах. А продвинутые читатели принта и «цифры» не забывают найти почитываемое издание и в соцсетях.

 

 

Прослушать запись лекции можно здесь

 

О том, что рассказал Владимир Федорин, главный редактор журнала Forbes на лекции 4: Как брать и редактировать интервью, читайте ровно через неделю. 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео