Предвыборная реклама дорожает и становится менее эффективной
В погоне на опережение как по времени, так и по объемам политической рекламы политсилы не обращают внимания на ее эффективность, а зачастую и допускают серьезные ошибки в своих кампаниях
Политическая агитация в Украине уже через пару недель накроет страну эфирами, газетными полосами и километрами билбордов. О ценах на свой эфир пока официально заявили радиостанции. Информация о стоимости эфиров различных телекомпаний будет опубликована позже. Но уже сегодня эксперты говорят, что обойдутся предвыборные агитации значительно дороже прошлых выборов.
«В этом году мы фиксируем увеличение политической рекламы на внешних носителях, которая на 10-15% дороже коммерческой», — сказал руководитель Ассоциации внешней рекламы Украины Артем Биденко.
Но и такая дороговизна не мешает расти с огромной скоростью объемам «джинсы», особенно в регионах. Согласно результатам мониторинга региональных печатных и интернет-медиа на предмет соблюдения ими профессиональных стандартов, который осуществляет Украинский образовательный центр реформ, увеличение количества «джинсы» за прошедший месяц составило около 72%.
Эксперты «Честно» в данном контексте не могли не упомянуть еще один вид грязного политического пиара, такой как блокирование информационного поля оппонентов. Виктория Сюмар, директор Института массовой информации и глава организации «Честно», привела в пример ситуацию, которая имела место на выборах столичного мэра, когда фактически по двойному тарифу представители Леонида Черновецкого выкупали эфиры, чтобы телевидение не рекламировало его главного оппонента Виталия Кличко.
Предостерегают эксперты также о скрытой политической рекламе, которую маскируют под специальные блоки новостей и не всегда называют предвыборной агитацией. Лидерами по внедрению «джинсы» в СМИ эксперты назвали провластную партию, представителей коммунистов и, конечно же, партию «Украина, вперед!». Цена одного материала, согласно подсчетам, может колебаться от 150 долларов до 20 тысяч долларов в зависимости от формата и уровня издания.
Кличко прокололся…
Предвыборная агитация Виталия Кличко в этом году провалилась, еще фактически не начавшись. Недоработки дизайнеров, оформлявших билборды политика, сразу бросились в глаза журналистам и гражданам и стали поводом для активного высмеивания. В свою очередь сами «пиарщики» Кличко решили пойти в контратаку и вместо извинений за ошибки начали обвинять журналистов в чрезмерной «внимательности».
…Королевская рано начала…
Отечественный политтехнолог Сергей Гайдай, проанализировав начало кампании Наталии Королевской, сравнил ее с кампанией нынешнего вице-премьера — министра социальной политики Сергея Тигипко на минувших парламентских выборах и также не составил обнадеживающий прогноз.
«Активное освоение пиар-службой партии денег под предвыборную компанию довольно-таки массово, но крайне неэффективно. Украина уже видела такую схему — лицо лидера, громкий абстрактный лозунг. Такая тактика не сможет удержать внимание электората аж до выборов», — уверен эксперт.
…коммунисты выбрали правильный путь
И только коммунисты пошли отличным путем. Избегая лиц лидеров, и понятно, по каким причинам, они делают ставку на свои идеи и дают вполне конкретные посылы.
«Навряд ли Симоненко с его машинами и яхтами будет ассоциироваться у людей с воплощением равенства и коммунизма как такового, но идеи борьбы с олигархами и прочим вполне могут привлечь к ним электорат», — объяснил политтехнолог Сергей Гайдай.