«Засунь эмоции в ридикюль»: правила конкурентной PR-толерантности
14 Сен 2017, 08:10
PR

«Засунь эмоции в ридикюль»: правила конкурентной PR-толерантности

Несколько полезных рекомендаций от бывалых профессионалов ранимым PR-романтикам

МMR немало пишет о PR. Но корреляция взаимосвязи количества написанного и рекомендованного улучшением профессионального поведения все ещё непрямая. Все чаще можно наблюдать, когда специалисты по коммуникациям начинают неадекватно себя вести публично, когда их конкурент делает что-то стоящее. Типа: «да у нас сперли», «да что они пыжатся убогие», «да все это что мертвому припарка». Ранее безукоснительно работало правило: «О конкуренте либо хорошо, либо никак». Сейчас соцсети размыли понимание у некоторых сотрудников: когда они говорят от лица собственных эмоций, а когда от должности. 
Что посоветовать эмоциональным и экзальтированным? 
Чем стоит себя останавливать, если поведение конкурента возмущает, оскорбляет, провоцирует на волну публичного негодования. И почему это стоит делать? Останавливать себя. А есть ли случаи, когда не стоит. И актуально ли до сих пор «про конкурента либо хорошо, либо никак».

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

PR -менеджер ПриватБанка о новой активации Ощадбанка:

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Консультант по устойчивому развитию

Клавдия Шевелюк
Основатель в Responsible Future, экс-исполнительный директор ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Присутствие сотрудников в соц. сетях в случае задекларированного места работы и должности в его/ее профиле обычно регламентируется коммуникационной политикой компании либо кодексом этики. Декларируемые принципы этики компании обычно опираются на корпоративные ценности. Вопрос состоит лишь в том, разделяет ли тот или иной сотрудник эти ценности. Если да, то его комментарии не должны противоречить коммуникационной политике.

Еще один важный момент в такой западне или словесной провокации — управление эмоциями. Зрелые люди вначале подумают о последствиях и лишь затем вступят в публичную коммуникацию. Но бывает по-разному. И не нужно забывать, что разруливать неверно сказанное слово сотрудником все равно придется коллеге из PR.

Согласно модели человеческого мышления, эмоции и чувства, которые часто выражаются в некоординированных действиях, относятся к подсознательному уровню, они затягивают нас в деструктив, в то время как рациональное и причинно-следственное — к сознательному.

Поэтому сперва стоит анализировать контекст, идентифицировать риск, отождествлять негативную эмоцию и отдавать должное здравому смыслу. 

Опытные спикеры компании обычно пробрифованы на предмет месседжинга и иногда могут использовать провокативную комммуникацию в соц. сетях в пользу компании. Единого рецепта на все случаи нет. В любом шатком положении в ходе публичного общения часто спасает доля здорового юмора.

PR-директор Vodafone Ukraine

Виктория Рубан
PR-директор Vodafone Ukraine

Сдержанность и доброжелательность — два базовых принципа коммуникаций в международных компаниях. Они распространяются на все: общение с коллегами, партнёрами, внешним миром, конкурентами. Грубость и сверхэмоциональность, пусть даже с благородной целью — восстановить справедливость — могут сослужить пиарщику плохую службу. Запомнитесь таким, и приличный работодатель будет вас сторониться.
Держать себя в руках трудно, но возможно. 

Поэтому вот три совета молодым и горячим:

1. Если конкуренты копируют вас, значит, ваши идеи гениальны, будьте великодушны и не жадничайте: вы ещё сто таких придумаете. Вы же креативнее, ведь так? 

2. Если все же очень хочется выплеснуть эмоцию — выплескивайте, но прежде подумайте, что останется в сухом остатке. Если только ядовитый химический осадок для всех — то лучше воздержаться. 

3. Напоминайте себе, что созидателей намного, сильно намного, меньше, чем разрушителей. Кем хотите быть вы? Мне нравятся лишь разрушители легенд с Дискавери). 

Но! Есть ситуации, когда отпор давать необходимо. Намеренное искажение информации и откровенную ложь надо купировать жёстко и решительно, но неизменно вежливо. С этакой дипломатической вежливостью, от которой холодок по коже. 

И помните — PR это не public wars, это public relations)))

PR-директор Укртелеком

Михаил Шуранов
PR-директор Укртелеком

Социальные сети создали quasi персональную форму общения (Phillips, 2007). То есть личную, но не совсем. Желудёвый кофе, если кто-то помнит. И это частично снимает те ограничения, которые воспитание или общество накладывает при реальном общении. Поведение в социальных сетях можно сравнить с поведением человека за рулём машины. Обычно спокойный человек начинает ругать других водителей и очень эмоционально реагировать на их действия. Движущие факторы частично разные, но смена поведения похожа. 

Влияние этих факторов на себя стоит учитывать, когда сам общаешься в соцсетях. В частности помнить, что: 

— абсолютной истиной обладает только Бог, а это значит, что правда у каждого может быть своя; 

— комментировать лучше свои действия, намерения, а не высказывать оценку действий и особенно намерений собеседника;

— помнить, что ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес). 

Касательно комментариев конкурентов. В общем случае, если ты номер один на рынке, то ты комментируешь тренды рынка, то есть аспект твоего общения с клиентами. Если ты номер два и далее, целесообразно сравнивать себя с лидером рынка и комментировать его действия. То есть, если ты лидер, то про конкурента никак. Если ты challenger, то сравнивай себя через призму клиентского опыта.

Chief reputation office в ЭСТА

Антон Гливинский
Директор по связям с общественностью и коммуникациям ЭСТА Холдинга

Первое правило профессионального пиарщика — засунь своё публичное персональное мнение, обиды, эмоции и чувства, пардон, «в ридикюль». Основа нашей профессии — толерантность, уважение и ответственность. Профессиональный пиарщик должен уважать, любить и дружить со всеми — с коллегами и конкурентами, политиками и журналистами, официантами и библиотекарями. 

Не нужно плевать в колодец, из которого тебе завтра, возможно, нужно будет пить. Если приходится участвовать в публичных конфликтах, подумай, насколько сильно это может повлиять на репутацию и восприятие твоего клиента (работодателя), насколько этот конфликт решает его задачи, и соотнеси с возможными последствиями для себя лично. Как Росс из сериала «Друзья», составь табличку с плюсами и минусами решения (только не забудь ее потом съесть). 

За годы в профессии я сам несколько раз давал эмоциям верх и очень часто жалел об этом после. Любой «срач» требует тщательного обдумывания и взвешивания. Не забывай об этом.

Управляющий партнер в B2B PR

Ольга Ваганова
Соучредитель агентства В2В PR

Если вы хотите написать публичную критику конкурента, подумайте сначала, почему вы это делаете. 

Вариант 1. Вы — бренд-бунтарь. И скандальные вбросы — ваша стратегия. Отлично. Бунтари интересны, к ним приковано внимание, у них есть преданные поклонники, которые непременно лайк и шер. 

Вариант 2. Конкурент сделал что-то, что нанесло ущерб всей отрасли или обществу. В таком случае негодование оправдано, подбирайте аргументы и вперёд. 

Вариант 3. Вам хочется эмоционально вжарить. Ведь спёр же, очевидно, а ещё пыжится. Если та, то задайте себе два вопроса. Точно ли быть пиарщиком — моё? Это директора меряются, и «сдохни гад», и это даёт им энергию для бизнеса. А ты, ты! — пиарщик, совесть компании. Миротворец и носитель моральных ценностей. Может, пора в управленцы? 

Если на первый вопрос вы отвечаете твёрдое «да», то задаём второй. Достаточно ли я зрелая личность? Потому что на вас, скорее всего, повлияли коллеги, руководство/заказчик, издающие боевые кличи «порвём их». И вы не смогли им противостоять. Это не страшно, никто не родился титаном. 

Удержаться от публичной критики в третьем случае помогут два аргумента. Чаще всего люди потом жалеют, что вспылили, особенно публично. И ещё такое проявление критики может восприниматься как зависть. А зависть, как известно, это признание в неспособности достичь того же успеха.

Расскажите друзьям про новость