ССО — профессия зрелых топов
По данным опроса Korn Ferry (США, 2015), большинство современных Chief Communication Offiсer (60% ССО из Fortune 500) — зрелые мужчины и женщины в возрасте 46–55 лет. В США в этой должности наблюдается практически гендерное равенство — в 2014 году в ней заняты 53% мужчин (против 56% в 2012). Более 25% опрошенных ССО имеют степень магистра и более 15% — степень МВА.
Название должности ССО гордо носят 22%, 44% — вице-президенты, 19% — старшие вице-президенты и 8% — директорский уровень.
Не интерпретировать стратегические решения, а участвовать в планировании
ССО давно перестали быть только лишь эффективными проводниками корпоративной информации во внешней и внутренней среде компании. Ключевые функции профессии становятся более стратегическими. Чрезвычайно важна вовлеченность ССО в стратегическое планирование, уже недостаточно интерпретации стратегических решений. Это то, что отличает ССО десятилетнего образца.
От ССО ожидают лидерства в вопросах формирования корпоративного характера и «личности» организации. Также на плечи CCO ложится разработка сложных коммуникационных систем — например, стратегии социальных медиа в масштабах всей организации. Кстати, по сравнению с 2012 годом, коммуникации в социальных сетях стали неотъемлемым требованием к ССО (79% против 67% в 2012 году).
Сейчас, когда новостные сайты обновляются ежесекундно, а социальные сети делают корпорации фактически прозрачными — перед ССО стоит задача построить эффективную коммуникационную систему организации, как во внешней, так и во внутренней среде. Если раньше можно было задержаться с комментарием СМИ по острому вопросу и отыграть опоздание качеством информации или яркостью истории, то сейчас для бизнеса такое промедление смертельно. Нужно постоянно поддерживать эффективный уровень информированности, осведомленности и вовлеченности на всех уровнях организации, следить за обновлением информации по всем каналам связи в режиме реального времени.
«Нет» только хорошим новостям
Высокий уровень влияния на СЕО и управленческую команду у многих порождает соблазн ассоциироваться только с хорошими новостями. Сегодня от ССО ожидают смелости говорить правду тем, кто принимает решения. Позиция сейлза «моя задача приносить клиенту только праздник и хорошие новости» — совершенно неприемлема для ССО. Chief Communication Offiсer — это доверенный советник — тот, кто может сказать «нет, то, что вы предлагаете, не работает».
Ключ к успеху — широта опыта и способность к обучению
Разнообразие различных ролей, отраслей и опыта работы, помноженные на практический интеллект — Learning Agility (способность к обучению на опыте) — серьезное основание для успеха в роли CCO. Финансовая и политическая грамотность, дополнительный опыт в администрировании бизнеса, навыки, связанные со стратегическим планированием, видением — те дополнительные skills, которые сыграют в плюс. Также приветствуются опыт работы в государственных и некоммерческих организациях, контакты в юридическом и медиа-сообществе.
Высокая личностная зрелость (даже подчас бОльшая, чем у акционеров и управленцев высшего звена), способность действовать в условиях неопределенности, вовлеченность в стратегическое планирование, влияние и вдохновение своей команды, смелость говорить правду и Learning Agility — те атрибуты лидерства, которые должны присутствовать у Chief Communication Offiсer нового поколения.