16 апреля ekonomika+ и MMR провели online-ивент VOPREKI PR-марафон #8. Конечно же, карантин внес свои коррективы в формат мероприятия — ивент состоялся онлайн, с соблюдением всех карантинных ограничений. Но на ценности мероприятия это никак не отразилось. Даже наоборот: спикеры были ближе, а аудитория — вовлеченнее.
На VOPREKI PR-марафоне #8 организаторы максимально отошли от формата вебинаров, онлайн-конференций и обычных трансляций. Эффекта присутствия достигли благодаря трансляции из трех профессиональных камер в студии и монтажа в режиме реального времени.
В такой обстановке digital director ekonomika+ Александр Климашевский, главный редактор MMR Катерина Волошина и создатель Vintage Web Production презентовали релонч сайта.
Во время PR-марафона 20 СЕО крупных компаний, PR-директоров и экспертов по коммуникациям поделились своими инструментами, кейсами и инсайтами под девизом VOPREKI. После выступления участники онлайн-ивента могли перейти в отдельный видеочат со спикерами и получить консультацию тет-а-тет — подобно общению с экспертами в кулуарах на живом мероприятии.
Накануне онлайн-ивента спикеры присоединились к нетворкинг-чату участников и в Q&A формате также проконсультировали каждого, кто хотел посоветоваться по поводу коммуникации в карантин для своей ниши.
Открыла PR-марафон директор по коммуникациям «Нова Пошта» Елена Плахова. Она рассказала, благодаря чему кейсы компании стали коммуникационным эталоном.
Тактика:
- Быть честными и быстрыми — один из самых важных аспектов коммуникации в кризис.
- Говорить обо всем.
- Не делить аудитории.
Инструменты: самые простые (простые видео, релизы без наворотов, 1 новость — 1 сообщение).
Каналы: все возможные.
Месседжи:
- безопасность;
- манифест;
- значимость для людей.
Как должны меняться бренды, чтобы оставаться актуальными в эпоху сериалов, рассказал креативный директор Tabasco Александр Смирнов. Главные месседжи его выступления:
- Мы вступаем в эпоху нелояльности. Потребителей открыты для смены брендов на рынке.
- Люди охотно следят за новостями, а не за брендами. Главный герой бренда Tesla — это Илон Маск, а не его продукт. История Amazon — это история Джеффа Безоса.
- Люди устали внимательно следить за брендами. Мы устали настолько, что ищем точку опоры. Эту точку опоры мы находим не в более ярком креативе и более ярких проявлениях, а в том, что мы хотим уютно устроиться на диване и сдержать свой стресс, находя порядок в сериалах.
- Преимущества сериального мышления над клиповым: та же эмоциональная основа + системность.
- Сериал влияет на нас, как валерианка, на уставший мозг: мы успокаиваемся.
Поговорили о сериалах, продолжили о кино. Совладелец кинотеатра «Планета кино» Дмитрий Деркач поделился опытом ведения бизнеса вопреки.
На самом деле мы все делаем вопреки. Очень многие наши решения и даже идеи о создании компании были вопреки — вопреки рынка, вопреки ожиданиям, вопреки тому, что о нас думают, иногда даже вопреки мнению клиентов. Мы себя как раз позиционируем как «кинотеатр вопреки», упоротый кинотеатр, и в эту упоротость мы закладываем наш подход, как делать не так, как делают другие. Наша компания создавалась вопреки мнению на рынке.
Он рассказал, как компания функционирует в период карантина и закрытых кинотеатров. Главный рецепт — создание комьюнити, которое всегда готово поддержать ваш бизнес. Дмитрий рассказал, что они сократили бюджет на рекламу практически до нуля, и на данный момент используют только бесплатные каналы: рассылки и соцсети. Но коммуницируют! Ведь особенно сейчас важно оставаться в информационном поле клиентов.
Сейчас время «свитчеров»: люди очень легко переключаются между брендами, лавмарки действительно меняются у людей быстрее, чем раньше, и, по большому счету, их уже нет.
Директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар» Анна Захараш подготовила участников к посткарантинному периоду и рассказала, какие трансформации бизнеса возможны на карантине.
- Кризис — идеальное время провести аудит системы и бизнес-процессов, насколько они быстро работают и адекватны в нынешних реалиях.
- Поддерживайте партнеров. У вас должен быть список тех, кто поможет вам и кому поможете вы.
- Кризис — это проверка на хорошо выполненное домашнее задание. Если вы готовились к тому, что что-то может пойти не так, это ваше золотое время проверить!
Информация — новая валюта кризиса. Самое важное — оперативно принимать решения. В условиях кризиса лучше сказать оперативно, чем сказать хорошо, но позже.
Как общаться с сотрудниками?
- регулярное антикризисное информирование;
- коммуникационная поддержка СЕО и регулярные онлайн-трансляции — «Прямая линия с СЕО»;
- онлайн-активности от сотрудников: спортивные занятия, клубы по интересам, лекции на полезные темы, челленджи;
- тематические рубрики: хорошие новости, подборки фильмов, лайфхаки, неформальные правила удаленки.
Кризис заставил многие компании задуматься о трансформации модели бизнеса. Опытом, как подобные трансформации коммуницировать, поделился руководитель отдела по связям с общественностью компании YASNO Антон Ковалишин. Компания пережила ребрендинг еще в прошлом году. Антон рассказал, какие PR-инструменты помогают наполнить смыслом новый бренд.
Вопросы для ребрендинга, на основании которых компания строила месседжи:
- какими нас видят сейчас;
- какими нас хотят видеть;
- какими мы хотим быть;
- что мы сообщаем.
Сами же месседжи доносили такими каналами коммуникации:
- сайт;
- счета;
- Viber;
- медиа;
- POS;
- Facebook;
- контакт-центры;
- реклама.
О том, как построить бренд на достаточно токсичном рынке и найти свои точки дифференциации рассказал маркетинг-директор Freedom Finance Украина Борис Цомая.
- Нам нужно было прорваться сквозь инфоцыган на рынке и донести, что наша цель — просвещение через образовательные проекты.
- Мы подкупили аудиторию простотой и правдой в коммуникациях.
- Мы сделали таргетинг на конкретные аудитории и доносили месседж с учетом инсайтов для каждой аудитории.
- В соцсетях ведем коммуникацию в едином стиле, с полезным контентом и ситуативами.
- Контент во всех сообщениях выходит на первое место.
- Помимо развития образовательной платформы, мы хотим показать рынку, что наша компания — это не просто профессиональный участник рынка, а мы профессионалы с многолетним опытом. В этой цели на первом месте выходит пиар. Если вы часто звучите в эфире (но, конечно, с достоверной информацией) — формируется мнение о вас как об эксперте.
О том, как вовлечь аудиторию коммуникацией через Viber, рассказала директор по коммуникациям в СНГ Viber Яна Рожкова.
В первую очередь, она советует задействовать чат-боты. Например, 31 марта ВООЗ запустила свой чат-бот в Viber, который доступен на русском, английском и арабском языках, а бот Novus объединяет дисконтную карту, информационный центр с новинками и акциями.
Еще один инструмент Viber для бизнеса — создавать сообщества. По сути это новостная лента, которая служит максимально простым каналом информирования. Среди других действующих инструментов Яна назвала бизнес-сообщения, так как они дают большой охват.
Андрей Шатырко, основатель SHATYRKO Agency и сертифицированный YouTube специалист, рассказал, что нового в контексте YouTube и TikTok можно внедрить брендам на карантине.
Модель TikTok отстроена на модели YouTube.
Самое плохое, что можно сейчас сделать, — ничего не делать или делать вид, что ничего не произошло.
Сама целевая и классная нужда — видео должны работать по виральной системе.
Андрей рассказал, что нужно сделать, чтобы видео стало виральным:
- у вас должны быть реакции людей в видео: шок / испуг / любые сильные эмоции, а не ровные видео в духе «всем привет»;
- обязательно должны быть конкурсы, челленджи, розыгрыши. Людям будет кайфово, и они будут вовлекаться в ваш контент.
Контакт с людьми держать сейчас очень важно, потому что:
- Людям скучно. Доступ к людям сейчас стал намного легче, и это суперважно.
- Люди фокусируются на экране. Если вы переживаете с пользователями этот период времени, люди вас запоминают и потом купят ваш продукт после карантина. Очень важно выстраивать жизненный цикл с пользователем.
- Вы должны нести социальную миссию: «оставайтесь дома», «мойте руки», «будьте внимательны к своим близким». Вкручивая такие месседжи в свои видео, вы получите результаты. Но главное — не переборщить с этой историей.
- Людям необходимо сейчас подавать информацию через призму юмора. Корпоративный, тяжелый, скучный контент не сработает. Месседж должен выстраиваться на идеологии юмора и веселья.
- Будьте экстраполезным. Если вы не выстраиваете полезность вокруг всего, что у вас происходит, люди уйдут от вас и больше не вернутся.
Крутым удержанием видео можно считать 40% и более. Если ниже — у вас где-то есть проблема (скучный контент/плохая заставка и т.д.).
Андрей поделился фичами для удержания внимания зрителя:
- Скорость. Динамичный контент. Людям нужна энергия!
- Суть. Не надо грузить видео, потому что наступил вторник, а у вас контент-план. Это не сработает.
- Убирайте заставки. Если пользователь не получает нужную инфу, он валит.
- Видеоподкасты. То же самое, что аудиоподкаст, только видео.
- Продающие видосы. Люди хотят покупать.
- Видеореклама в YouTube. 100% работающий инструмент.
TikTok развивается суперактивно. Сейчас есть возможность получать от TkTok по 100 тыс. просмотров в месяц, просто генеря контент и не парясь.
Алина Севастюк, менеджер по связям с общественностью Huawei Украина, ответила на вопрос: серфинговать на трендах или их игнорировать.
Для того, чтобы лучше понять тренд, нужно что-то сделать, создать.
10 трендов 2025, которые надо знать комуникационщикам:
- Жизнь с роботами
10 типов роботов будут помогать пожилым людям.
14% семей будут иметь собственного робота.
- Суперзрение
Ковергенция различных технологий расширяет возможности зрения и делает возможным «Суперзрение» (5G, machine learning, VR, AR).
10% предприятий будут использовать VR/AR. Можно будет организовать корпоративную летопись в виде VR-продукта.
337 млн человек будут использовать VR/AR.
- точное восстановление изображения в случае его повреждения;
- дистанционное управление (например, в опасных зонах) расширяет возможности человека.
- Поиск информации без усилий
У 90% населения ведущих стран будут личные устройства-помощники. Важно понять, как работать в будущем над текстами, если они будут звуковыми. Рекомендации в устройствах становятся все более персонализированными.
В мире будут работать 470 млн умных голосовых помощников.
- Интеллектуальные транспортные системы
15% всех автомобилей будут иметь функцию связи между автомобилем и различными типами умных устройств.
- Роботы на производстве
Промышленные роботы будут работать одновременно с людьми: на производстве будет 103 робота на 10 000 человек
- Дополненная креативность
97% крупных компаний будут использовать искусственный интеллект.
Дополненная реальность поможет быстро выявлять плагиат.
- Коммуникация без личного контакта
Компании будут эффективно использовать 86% объема данных, которые они генерируют.
В мире ожидается 100 млрд устройств, между которыми будет связь, и они будут взаимодействовать.
- Симбиотическая экономика
100% компаний будут использовать облачные вычисления.
85% решений для бизнеса будут «в облаке».
- Быстрое развитие 5G
58% населения будут в зоне полного покрытия 5G.
- Мировые стандарты и принципы использования данных
86% будут эффективно использовать данные, которые они сами генерируют.