Потребительские ожидания жителей развивающихся стран на 2011 г. высоки
18 Янв 2011, 13:16

Потребительские ожидания жителей развивающихся стран на 2011 г. высоки

Потребительские ожидания жителей развивающихся стран на 2011 г. высоки

Потребительские ожидания жителей развивающихся стран на 2011 г. высоки, выяснили исследователи из Credit Suisse на основе опроса 13 000 человек в Бразилии, России, Индии, Китае, Саудовской Аравии, Индонезии и Египте. Драйвером роста потребления станет увеличение доходов: 38% опрошенных ожидают, что их доходы вырастут, и только 9% — что снизятся.

 

Самые оптимистичные — бразильцы (63% ждут улучшения материального положения и лишь 4% — ухудшения) и китайцы (45% против 6). Самые пессимистичные — египтяне (12% ждут роста и 38% — спада доходов), там самый высокий уровень бедности из семи стран.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

 

Ожидания россиян оказались весьма осторожными: улучшение финансового положения прогнозируют 27%, ухудшение — 10%. Баланс позитивных и негативных ожиданий хуже только у египтян.

 

В России и Египте рост доходов в 2010 г. был минимальным среди сравниваемых стран, объясняют исследователи. Сказывается и рост продовольственной инфляции: доля дохода, направляемого на покупку продуктов питания, в России и Египте максимальна (35 и 40% соответственно).

 

В Китае, Индонезии и Бразилии на рост реальных доходов рассчитывают все слои населения, в России и Саудовской Аравии — лишь самые богатые. В Аравии сильно вырастут продажи люксовых товаров, в России — недвижимости и автомобилей, заключают исследователи.

 

Китай избежал рецессии и темпы его развития внушают оптимизм, Бразилия славится благоприятным инвестиционным климатом, рассуждает экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, в России заявления о достижениях сильно разнятся с реалиями, большие группы населения еще не почувствовали выхода из кризиса.

 

Прошлый год с точки зрения потребительских настроений оказался «никаким»: в начале года оптимизма чуть прибавилось, но к лету рост сошел на нет, говорит руководитель отдела «Левада-центра» Марина Красильникова. Важная черта 2010 г., по ее словам, — ухудшение ожиданий: «Оценка текущего положения не меняется, а перспективы видятся все более туманными». Безработица не растет, а к высокой инфляции за 10 лет все уже привыкли — всплеск инфляционных ожиданий сошел на нет еще осенью, говорит Красильникова. Но люди не видят признаков изменения ситуации к лучшему, источников роста экономики и своего достатка, объясняет она пессимизм россиян: «Люди не видят, на что можно сделать ставку, чтобы быть уверенными в будущем».

 

Сейчас индекс потребительских настроений, измеряемый «Левада-центром», на 13% ниже докризисного пика, сравнивает Красильникова.

 

В структуре мотивации сбережений за последние два года значимость мотива «про запас» выросла до 10-летнего максимума — почти половина делает сбережения «на всякий случай», говорит она. Объем банковских вкладов за год вырос на 27%, несмотря на снижающиеся ставки.

 

От кризиса покупатели еще не оправились, подтверждает директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. По его словам, потребительские предпочтения не восстановились и профиль покупок не вернулся к докризисному: «Люди все еще экономят, ищут выгоду, порой жертвуя качеством ради цены».

 

Автодилеры надеются на отложенный спрос: продажи машин устойчиво растут, указывает президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. В 2010 г. рынок прибавил 30% по сравнению с 2009 г., в 2011 г. вырастет еще на 15-30%, но докризисных показателей не достигнет, говорит он. Спрос на квартиры в 2011 г. тоже будет расти, но действительно за счет небольшой группы населения, считает представитель «СУ-155»: в 2010 г. покупатели вышли из тени — сработал отложенный с момента кризиса спрос. С оптимизмом смотрит в будущее гендиректор «Модного континента» (бренд InCity) Александр Попов: в 2010 г. спрос вырос на 15% за счет увеличения среднего чека и трафика, в 2011 г. продажи вырастут на 19%. «Потребители чувствуют, что кризис завершается», — уверен Попов.

 

Автор: Ольга Кувшинова, Мария Дранишникова, Александра Крекнина

 

Расскажите друзьям про новость