Технология построения личного бренда состоит в последовательных ответах вопросы:
- Кто я?
- Зачем я обещаю?
- Кому я обещаю?
- Что я обещаю?
- Как я обещаю?
Кто я? Менеджер, владелец бизнеса, политик, певец/артист/художник, эксперт. На самом деле ролей, конечно, куда больше. Но тем не менее, эти пять групп способны дать общее представление об ответе на этот вопрос.
Зачем я обещаю? Цель персонального брендинга — «продать» себя аудитории. Будь ты политик, идущий на выборы. Менеджер, стремящийся к карьерному росту. Владелец бизнеса, ищущий новые возможности и ресурсы для бизнеса. Или вообще человек, желающий полностью сменить вид деятельности или перезагрузить свою карьеру. Ситуаций много, но принцип один — желание создать конкурентные преимущества, которые позволят обойти других.
Кому я обещаю? Выбор аудитории зависит от того, кто ты и какие цели перед собой ставишь. Размер выбранной аудитории и степень ее доверия определяют силу бренда — ваш вес в выбранной аудитории. Гонка за размером аудитории не всегда оправдана: не каждому менеджеру или владельцу бизнеса нужна широкая известность. У музыкантов, художников и даже политиков тоже есть свой фокус, своя «ядерная аудитория».
Что я обещаю? Содержание обещаний — пожалуй, самый сложный вопрос. Ответ на него состоит из двух ингредиентов. Первый — это ваши мастерство и профессионализм. Второй — ваша индивидуальность — уникальные особенности, которые отличают вас от других.
Впервые о них говорил еще Карл Густав Юнг более 100 лет тому назад. Но использовать их в брендинге догадались гораздо позже, после выхода книги «Герой и Бунтарь», написанной Марк Маргарет и Пирсон Кэрол. Авторы выделили 12 человеческих архетипов, разделенных на 4 большие группы.
Ключевые и позволяющие понять технологию использования архетипов в брендинге таковы:
Архетип «Мудрец»
Главное желание — открыть истину, найти себя через освоение мира
Цель — использовать интеллект и талант для постижения мира и себя в мире
Социальная роль — отстаивание независимости
Стратегия — поиск и переживание нового, саморефлексия и понимание процесса мышления и творчества
Ловушка — мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не начав действовать
Базовый архетип — для консультантов и экспертов. Его используют корпоративные бренды Intel, McKinsey&Company.
Архетип «Бунтарь»
Девиз — правила существуют для того, чтобы их нарушать
Цель — разрушить то, что не работает
Социальная роль — слом старого, мешающего двигаться вперед
Стратегия — ломать, разрушать, шокировать
Ловушка — перейти на «темную сторону»
Базовый архетип — для революционеров и политиков — популистов не у власти. Его используют корпоративные бренды Apple, Virgin, Harley-Davidson.
Архетип «Творец»
Девиз — если можно что-то вообразить, то это можно создать
Цель — воплотить видение в форму
Социальная роль — проведение изменений
Стратегия — проводить изменения, создавать структуры, оказывающие влияние на культуру и общество
Ловушка — ложное творчество, стремление к совершенству
Базовый архетип — для людей творческих профессий, предпринимателей. Его используют корпоративные бренды Adobe, Facebook.
Архетип «Правитель»
Девиз — все под контролем
Цель — создание стабильной процветающей семьи, компании или сообщества
Социальная роль — обеспечение стабильности
Стратегия — осуществление руководства
Ловушка — скатиться в авторитаризм
Базовый архетип — для менеджеров, чиновников, политиков у власти, владельцев большого бизнеса. Его используют корпоративные бренды IBM, American Express, Microsoft.
Как я обещаю?
Список стандартных каналов коммуникаций обширен. К ним уже давно добавились такие каналы как личный сайт, социальные сети, участие в общественных организациях и даже авторские продукты (книги, игры, подкасты, авторские методики. Выбор каналов зависит от того, КТО вы и ЗАЧЕМ строите персональный бренд. И, конечно же, от вашей аудитории – ее размера и ее особенностей. Однако, особенность построения персонального бренда состоит еще и в том, что помимо стандартных каналов коммуникации, активно используются и нестандартные (внешность, одежда, псевдоним, титул/статус, мифы/скандалы/истории).
CHECK-LIST
Какие архетипы сейчас наиболее востребованы в Украине?
Архетипы Творца и Бунтаря. Страна хочет изменений. Причем чужими руками:)
Почему у абсолютного большинства украинских владельцев бизнеса нет позитивных персональных брендов?
Владельцы бизнеса — Правители. От них ждут ролей Творцов и Бунтарей. Но Творцами они не могут быть по объективным причинам, а Бунтарями — по субъективным. Редкое исключение — Гарик Корогодский.
Почему сейчас украинские политики и чиновники часто уходят со скандалом?
Так они пытаются перезагрузить свою карьеру, используя востребованную роль Бунтаря. Только этого не сделать за один раз:) Кстати, менеджеры делают это куда реже.
Как может продемонстрировать свою уникальность менеджер, стремящийся к карьерному росту?
Не только безукоризненно выполнять базовые менеджерские функции, но показать себя в роли Творца, реже — Мудреца.
Почему в Украине немного сильных экспертов и консультантов? Как они могут усилить свои позиции?
Потому, что как Мудрецы они проигрывают международным специалистам с огромным накопленным опытом и экспертизой. Те, кто хочет выиграть, должны стать или уникальными Мудрецами в своей области, или еще и Творцами. Но некоторые выбирают более простой и менее эффективную путь — путь Бунтаря.