Post factum: Еще несколько умных мыслей о Design Tomorrow и украинском дизайне
Design Tomorrow финишировал месяц назад — Украине выбрали абстрактный символ-магнит, казалось бы все , обсудили и забыли. Но, общаясь с коллегами на рынке, все чаще начали звучать довольно разноплановые мысли о качестве работы и том, насколько такие вещи действительно могут отожествляется с Украиной. Мы задали два простых вопроса различным экспертам рекламно-коммуникационного рынка:
1) Как вы оцениваете работу-победителя в категории «логотип» (Magnetic U), и может ли такая работа идентифицировать Украину, как бренд?
2) Как вы оцениваете уровень украинского дизайна вцелом?
На наше удивление, очень много людей отказалось комментировать, ссылаясь на коммерческую составляющую проекта и другие причины, о которых не совсем этично говорить. Тем не менее, несколько спикеров решили поговорить об этом.
Работа — победитель номинации «логотип» — Magnetic U Андрея Грабельникова
Олег Коган,
сооснователь и официальный представитель Сильного Маркетинга в Украине и России
По поводу работы. Ничего не обычного. Как по мне рядовая работа, ничего в себе не несет, не вызывает никаких эмоций, а уж тем более не содержит никаких бренд-сигналов. Насчет идентифицировать Украину, как бренд, тут все еще проще. Логотип это не бренд, логотип это логотип. Бренд должен нести практическую пользу для Украины:увеличение туристического потока, увеличение лояльности украинцев и граждан других стран к Украине и так далее. А картинка — она и в Африке картинка. Никогда не понимал этих сказок про тайный смысл логотипа. В логотипе или есть бренд сигналы или их нет. В данной работе их нет. Поэтому практическая эффективность использования такого логотипа для бренда Украины «0».
По поводу украинского дизайна, говоря объективно, могу сказать, что есть толковые ребята и таланты тоже есть, а системы нет. Талант нужно направить в нужное русло — тогда будет эффективность. Дизайн по-украински — это полный хаос. Если ,например, в Лондоне ты знаешь, что если платишь высокую цену — то и качество соответственное. Тут все непредсказуемо. Так сказать «как повезет». Уровень украинского дизайна по моему мнению не высок, так как многие попросту следуют трендам или срисовывают концепции, а тренды надо задавать. Подрезюмируя могу сказать: «Будет система — будет и высокий уровень» . А пока, как говорил товарищ Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться».
Ярослав Трофимов,
руководитель агентства «inspire», специалист по брендингу
Я очень негативно отношусь к «победившему» варианту. Дело в том, что это а) никакого отношения не имеет к Украине; б) подходит к любому городу, стране, базе отдыха и даже магазинчику на пляже; в) я знаю очень мало людей, которые разрабатывая логотип для чего-нибудь начинающегося на «U», не использовали бы букву «U». Также мне известно мало дизайнеров, неспособных заметить сходство этой литеры с магнитом или подковой… Поэтому, моя оценка — «ширпотребная» работа, которая нивелирует всю идею конкурса и оскорбляет страну. Безусловно, этот знак не может «идентифицировать Украину, как бренд».
Уровень украинского дизайна очень высок. В стране живут и работают сотни прекрасных специалистов, делающих качественный продукт. Я думаю, они не приняли участие в конкурсе потому что а) у них и без того работы хватает; б) конкурс был организован и сформулирован предельно некорректно. «Порисовать логотипчики для Украины» — это занятие, которым не станет заниматься ни один уважающий себя дизайнер, а уж, тим паче, специалист по брендингу территорий.
За пределами заданных Вами вопросов:
1) Идентификация страны и развитие бренда страны — это задача, к решению которой логотип не имеет касательства. Имидж-банк, динамические составляющие, форматирование коммуникации — для этого необходима центральная идея посложнее, побогаче и интегрально связанная со страной. Для этого необходимо думать, а не рисовать. Изучать свою страну. А победитель конкурса — одессит. Это знаково. Одесса — это такой украинский Ватикан. Страна в стране… Я сам родился в Одессе. Большая часть жителей этого города никак не отождествляют себя с Украиной.
2) Украина — уникальная страна. Уникальная историей борьбы за свободу, уникальная территориальным расположением, климатом, природными и рекреационными ресурсами, архитектурой, мультикультурностью, мы находимся на своеобразном социокультурном экваторе между европейским и славянским менталитетом. Украина подарила миру сотни поэтов, живописцев, ученых, танцоров, актеров, режиссеров… Мы — это больше чем «магнитик». «Магнитик» — это Америка в период ее становления, если Вы понимаете намек.
3) Сам подход к разработке бренда страны должен быть кардинально другим. Организаторы, фактически, обратились к тем, кому нечем заняться и много свободного времени с предложением «что-нибудь нарисовать»… Бренды не разрабатываются дизайнерами. Тем более в свободное время. Тем более на энтузиазме. Сущность — Идеология — Позиционирование — Дифференцирование (отличия) — Система визуальных образов — Формат коммуникации. Вот та цепочка, которая должна была быть пройдена. Кстати, эту работу вполне можно было выполнить в формате круглых столов дизайнеров, маркетологов, специалистов по брендингу, культурологов, историков и специалистов по туризму. Про них, кстати, организаторы несколько подзабыли. Видимо, считается, что потребителями полученного «бренда» будет являться вовсе не туристическая индустрия…
Анже Йереб,
креативный директор агентства Kaffeine Communications
Логотип Украины — не националная символика. Это больше туристический символ, как для граждан Украины, так и для иностранцев. Время от времени он должен меняться. Я считаю, что логотип «Магнит U» очень хорошо коммуницирует Украину: магнит (железо) и пустое пространство позволяют каждому «додумать» образ по-своему.
Вообще я считаю идею «Украина-бренд» одной из сильнейших инициатив в стране, в которой «сверху» ничего хорошего не дают. Посмотрите, например, логотипы городов Euro-2012. Лого Украины — это платформа, сигнализирующая всем, что Украина — это бренд. Хороший или плохой. И если не работать над образом бренда, то чаще всего он будет ассоциироваться с плохим опытом отдельных людей, туристов к примеру. Об этом нужно задумываться. Я уважаю господина Федорова за то, что он начал с такой идеи, а кому кажется что логотип плохой — пусть предложит свое!
Вопрос «Насколько высок уровень украинского дизайна» — несерьезен. Его уровень полностью соответствует рыночному спросу и уровню заказчиков. Это с одной стороны. С другой — Украинские дизайнеры, студии и агентства поучают награды на самых престижных фестивалях и конкурсах дизайна! Кроме того, работы украинских дизайнеров можно найти в американских и европейских учебниках, книгах и каталогах графического дизайна.
Сергей Кожевников, креативный директор Scholz&Friends
Хорошая идея поднять актуальный вопрос о отсутствии визуальной идентифиации Украины. Данный конкурс я бы рассматривал только как создание магнитного поля вокруг недооцененной высокобюджетной символики. И работа-победитель «Магнит U» конкурса DESIGN TOMORROW (кстати, англоязычное название конкурса, совершенно не консистентно с заявленой темой) вполне достойно справилась с поставленой задачей. В целом идея отличная, цельная, профессиональная, удачно раскладывается в любых медиа-носителях и не нуждается в доработке (как это прозвучало в манифесте организаторов конкурса «Мы выберем работу победителя и профессионально ее доделаем»). Но, «доделывать» магнит не стоит. Нет в этой идее самого главного и ожидаемого — сути и эмоциональной составляющей бренда Украина.
Технически идея и реализация выполнены грамотно, и работ такого уровня должно быть представлено несколько десятков. И только тогда можно будет приступить к созданию айдентики Украины в современном мире. На волне поднятого интереса необходимо разработать механизмы решения этого вопроса. Что интересно, логотип «Магнит U» может продолжить свою миссию в виде айдентики следующего более качественного конкурса на символику бренда Украина.
Уровень украинского, как и любого другого дизайна, невозможно измерить в высоту, ширину или глубину. Могу заметить, что актуальный дизайн в Украине однозначно есть, но скорее точечный, не массовый. Радует, что с каждым годом появляется все больше сильных коммерческих работ в дизайне и эта тенденция должна повлиять на визуальную культуру страны вцелом. Новая эстетика не может возникнуть на ровном месте, это процесс эволюционный и сейчас в дизайне мы следуем трендам прошлых лет в надежде количественного роста.
Игорь Стефанюк