Почему Португалия?
Мы давно рассматривали возможность выйти на европейский рынок, вопрос был только в том, какую страну выбрать для открытия физического офиса. Ответ на него мы нашли во время посещения первого португальского Web Summit в 2016 году.
С одной стороны, открыв офис в Лиссабоне, мы получаем доступ к европейским офисам наших украинских клиентов, с другой — здесь сильнее всего развито стартап-направление (Web Summit будет проходить в Лиссабоне до 2028 года включительно, а инвестиции в развитие технологических компаний поддерживаются на государственном уровне). Именно с этими аудиториями мы работаем и в Украине: для крупных клиентов мы разрабатываем и внедряем кампании персонализированного маркетинга, а стартапам — помогаем анализировать целевые рынки и тестировать гипотезы.
Тогда же, после саммита, мы нашли португальских партнеров, которые были готовы представлять наши интересы в Лиссабоне и предлагать наши услуги.
К сожалению, опыт оказался неудачным: мы выяснили, что для эффективной работы нужен представитель компании на месте, который будет работать над проектом постоянно, а не в свободное от других проектов время. Но это нас не остановило, и мы стали активно изучать рынок, чтобы понять, стоит ли открывать здесь офис.
При анализе мы обнаружили, что объем рынка диджитал рекламы Португалии в деньгах на 54% больше украинского. При этом население Португалии в 4 раза меньше населения Украины. Кроме того, топ-агентства, которые работают на португальском рынке 15-20 лет, практически не используют те инструменты, которые уже доказали свою эффективность на украинском рынке.
Отдельно стоит отметить и исключительно эмоциональный фактор выбора Португалии для открытия физического офиса: здесь есть океан, вкусная кухня и просто приятно находиться в любое время года.
В итоге, в 2019 году, тем самым «представителем компании на месте» стала Елена Бакало, которая с радостью согласилась переехать и возглавить iplace в Португалии.
Процесс подготовки к открытию офиса занял около полугода: рабочая виза и оформление резиденции СЕО, юридическое оформление компании, открытие банковских счетов — все это требует гораздо больше времени по сравнению с аналогичной процедурой в Украине.
Особенности работы на рынке Португалии
Однако, несмотря на перспективные цифры в аналитике, общение с местными клиентами показало одну особенность, о которой не расскажет статистика: только малая часть клиентов активно инвестирует в диджитал-инновации, в основном бренды используют ТВ-рекламу и стандартные онлайн-инструменты.
Эта особенность — следствие того, что конечные потребители здесь все еще предпочитают аналоговые инструменты. Даже классифайды и маркетплейсы (OLX, AliExpress), ставшие для многих украинцев стартовой страницей, в Португалии уступают по популярности нецифровым аналогам:
Еще одна особенность рынка — стиль работы португалов.
Что можно сделать в Украине за полторы недели? В понедельник договориться с клиентом о встрече в среду, в пятницу получить от него заполненный бриф, к следующему вторнику подготовить оффер, а в среду — снова встретиться с клиентом, чтобы провести презентацию. Мы привыкли все делать быстро.
Что можно сделать в Португалии за полторы недели? Узнать, как у клиента прошли выходные, насколько сильно он сейчас загружен на работе, и, если вы с ним уже достаточно хорошо знакомы, договориться о встрече через пару недель. По сути, цикл сделки, который и в Украине проходит не быстро, в Португалии увеличивается в 3-4 раза.
Мы пока не разобрались, то ли причина этого — общая расслабленность жителей южных стран, то ли — иное восприятие времени португалами: для них «я очень спешу» означает, что перед тем, как пойти куда-то (и ты явно опаздываешь), есть время всего лишь на одну чашку кофе. Конечно, не все португалы опаздывают, но если уж задерживаются, то совершенно об этом не переживают, одна из местных поговорок — «Опоздать — не означает не успеть».
Кавер: Unsplash