Покемоны вместо QR-кодов
29 Июл 2016, 09:20

Покемоны вместо QR-кодов

Почему перспективная технология оказалась на отшибе западной реальности и что ее заменит

QR-коды (сокращение от «коды быстрого реагирования») впервые были использованы в автомобильной промышленности в Японии еще в 1994 году. Они стали альтернативой штрихкодам и позволяли вместить в разы больше информации, чем простой линейный код. Вплоть до 2014 года Япония была единственным регионом, где они получили хоть сколько-нибудь массовое применение. Сейчас же лидером является Китай.

Еще два-три года назад в Европе и США QR-коды появлялись повсеместно – на футболках, продуктах питания, косметике, наружной рекламе. Владельцы малого бизнеса и маркетологи думали, что сорвали джекпот, так как продвижение товаров становилось предельно простым: считал код сканером, прошел на страницу, купил продукт. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

По статистике, более 50% жителей США и Европы в настоящее время пользуются смартфонами. Поэтому логично было предположить, что QR-технология станет популярной. Но в западном мире бум «цифровых квадратов» постепенно сходит на нет. Исследование Ассоциации мобильного маркетинга США 2013 года показало, что только 21% американских владельцев смартфонов когда-либо сканировали QR-код и лишь 2% сканируют QR-код, по крайней мере, один раз в день. Показательно, что, хотя с 2013 года количество пользователей «умных» телефонов возросло, процентное соотношение QR-пользователей не изменилось. 

Совершенно иная статистика в Азии. В Японии в 2011 году кодами пользовались более 50% абонентов сотовой связи, то есть почти половина населения страны.

Собственно, QR-технология и была изначально придумана для упрощения ввода иероглифического письма на мобильных устройствах. Массовая распространенность QR-кодов в Японии и Китае также увеличивает проникновение соцсетей в офлайн. Размещение кода в офлайне со ссылкой на сообщество приводит к тому, что при запуске брендом удачной рекламной офлайн-кампании подписчики страницы растут лавинообразно.

QR успешно применяется на бейджах для детей и пожилых людей, где кодом зашифровываются персональные данные, адрес и контакты родственников, а также в жетонах для животных. Популярность этой технологии в Азии привела к тому, что QR-коды начали появляться даже на надгробиях. Благодаря такому коду можно попасть на онлайн-кладбище. Там можно выкладывать фото покойных, писать соболезнования, а также виртуально навещать могилы и даже оставлять на них цветы.

Грэм Чарльтон, шеф-редактор веб-маркетингового блога Econsultancy, приводит странные примеры размещения QR-кодов. Например, на эскалаторе – пользователи вряд ли успеют отсканировать его. Или под поездом. Чарльтон пишет, что провал технологии в том, что коды ведут на страницы, не приспособленные для гаджетов. Или ссылка битая. Проще говоря, интересная идея была максимально растиражирована без достаточной проработки.

Альтернативные QR-вселенные

Самая простая технология, которая успешно заменяет QR-коды, – сканер штрихкодов. Часто он интегрирован в мобильные приложения, такие как Weight Watchers. Тут действует принцип «иногда проще – это лучше», ведь практически каждый товар имеет штрихкод, и нанесение на него дополнительной кодированной информации будет выглядеть излишеством. Кроме того, такой код дублируется цифрами для тех, у кого нет сканера в смартфоне – можно просто поискать в интернете.

Есть и более технологичные варианты. Сейчас нет явного лидера, который бы захватил западный мир так, как коды восточный. Однако есть несколько в разной степени перспективных возможностей совмещения онлайна и офлайна. Яркий пример – стремительно развивающаяся дополненная реальность.

Эта технология также требует загрузки мобильного приложения. Но она является более выигрышной за счет немедленного получения пользователями более богатого и интересного опыта.

Например, Ikea использовала дополненную реальность для продвижения каталога своей продукции на 2014 год.

С помощью приложения клиент мог увидеть, впишется ли выбранная мебель в его интерьер. А издатель комиксов Marvel готовится запустить программу, которая позволит перенести героев комиксов в реальный мир.

На волне популярных приложений, использующих технологию дополненной реальности, многие бренды начали запускать ситуативные маркетинговые кампании. Так, популярность приложения Pokemon GO (пользователи ловят нарисованных карманных монстров в реальности) привела к появлению точек с покемонами в магазинах, банках, парикмахерских. За счет распространенности приложения, ритейлерам стало проще привлекать клиентов. Например, McDonald’s первым решился превратить свои рестораны в «залы для тренировок», где игроки смогут тренировать покемонов и биться за них с другими. 

Впрочем, в Азии эти две технологии уже успешно интегрировались друг в друга. С помощью QR-кодов пользователям предлагают ловить новых редких покемонов. Такие коды размещаются в магазинах и в заведениях сферы услуг и привлекают посетителей.

Есть и смешанные проекты, например, SnapTag, который объединил принципы QR-кода и хэштегов. С его помощью можно создавать элементы для сканирования на основе собственного логотипа, размещать эти элементы где угодно и привязывать к ним любое маркетинговое сообщение, ссылку. Суть примерно та же, что и у QR-кода, но только эта технология «с человеческим лицом» и в более элегантном оформлении.

Не отстает и «корпорация добра» с сервисом Google Goggles. Он совмещает в себе поиск по картинкам, их распознавание и мощь поисковой системы. Все это делается с помощью камеры смартфона, но доступно лишь для владельцев Android. Goggles обучаются и умеют распознавать дорожные знаки, рекламу, обложки книг и дисков, картины, вывески, достопримечательности и многое другое.

И в завершение достойную конкуренцию азиатским «квадратам» составляет сервис коротких ссылок. QR-код – детище лени набирать ссылки вручную. Поэтому многие популярные издания и сервисы стали сокращать названия веб-сайтов. Например, New York Times – nyti.ms, Wall Street Journal – wsj.com, Time Magazine – ti.me. Они легче запоминаются, и не нужно ничего считывать.

Источник: hub.kyivstar.ua

 Читайте также: QR-ревизор: колбасим по-новому 

Расскажите друзьям про новость