Покемоны вместо QR-кодов
29 Июл 2016, 09:20

Покемоны вместо QR-кодов

Почему перспективная технология оказалась на отшибе западной реальности и что ее заменит

QR-коды (сокращение от «коды быстрого реагирования») впервые были использованы в автомобильной промышленности в Японии еще в 1994 году. Они стали альтернативой штрихкодам и позволяли вместить в разы больше информации, чем простой линейный код. Вплоть до 2014 года Япония была единственным регионом, где они получили хоть сколько-нибудь массовое применение. Сейчас же лидером является Китай.

Еще два-три года назад в Европе и США QR-коды появлялись повсеместно – на футболках, продуктах питания, косметике, наружной рекламе. Владельцы малого бизнеса и маркетологи думали, что сорвали джекпот, так как продвижение товаров становилось предельно простым: считал код сканером, прошел на страницу, купил продукт. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

По статистике, более 50% жителей США и Европы в настоящее время пользуются смартфонами. Поэтому логично было предположить, что QR-технология станет популярной. Но в западном мире бум «цифровых квадратов» постепенно сходит на нет. Исследование Ассоциации мобильного маркетинга США 2013 года показало, что только 21% американских владельцев смартфонов когда-либо сканировали QR-код и лишь 2% сканируют QR-код, по крайней мере, один раз в день. Показательно, что, хотя с 2013 года количество пользователей «умных» телефонов возросло, процентное соотношение QR-пользователей не изменилось. 

Совершенно иная статистика в Азии. В Японии в 2011 году кодами пользовались более 50% абонентов сотовой связи, то есть почти половина населения страны.

Собственно, QR-технология и была изначально придумана для упрощения ввода иероглифического письма на мобильных устройствах. Массовая распространенность QR-кодов в Японии и Китае также увеличивает проникновение соцсетей в офлайн. Размещение кода в офлайне со ссылкой на сообщество приводит к тому, что при запуске брендом удачной рекламной офлайн-кампании подписчики страницы растут лавинообразно.

QR успешно применяется на бейджах для детей и пожилых людей, где кодом зашифровываются персональные данные, адрес и контакты родственников, а также в жетонах для животных. Популярность этой технологии в Азии привела к тому, что QR-коды начали появляться даже на надгробиях. Благодаря такому коду можно попасть на онлайн-кладбище. Там можно выкладывать фото покойных, писать соболезнования, а также виртуально навещать могилы и даже оставлять на них цветы.

Грэм Чарльтон, шеф-редактор веб-маркетингового блога Econsultancy, приводит странные примеры размещения QR-кодов. Например, на эскалаторе – пользователи вряд ли успеют отсканировать его. Или под поездом. Чарльтон пишет, что провал технологии в том, что коды ведут на страницы, не приспособленные для гаджетов. Или ссылка битая. Проще говоря, интересная идея была максимально растиражирована без достаточной проработки.

Альтернативные QR-вселенные

Самая простая технология, которая успешно заменяет QR-коды, – сканер штрихкодов. Часто он интегрирован в мобильные приложения, такие как Weight Watchers. Тут действует принцип «иногда проще – это лучше», ведь практически каждый товар имеет штрихкод, и нанесение на него дополнительной кодированной информации будет выглядеть излишеством. Кроме того, такой код дублируется цифрами для тех, у кого нет сканера в смартфоне – можно просто поискать в интернете.

Есть и более технологичные варианты. Сейчас нет явного лидера, который бы захватил западный мир так, как коды восточный. Однако есть несколько в разной степени перспективных возможностей совмещения онлайна и офлайна. Яркий пример – стремительно развивающаяся дополненная реальность.

Эта технология также требует загрузки мобильного приложения. Но она является более выигрышной за счет немедленного получения пользователями более богатого и интересного опыта.

Например, Ikea использовала дополненную реальность для продвижения каталога своей продукции на 2014 год.

С помощью приложения клиент мог увидеть, впишется ли выбранная мебель в его интерьер. А издатель комиксов Marvel готовится запустить программу, которая позволит перенести героев комиксов в реальный мир.

На волне популярных приложений, использующих технологию дополненной реальности, многие бренды начали запускать ситуативные маркетинговые кампании. Так, популярность приложения Pokemon GO (пользователи ловят нарисованных карманных монстров в реальности) привела к появлению точек с покемонами в магазинах, банках, парикмахерских. За счет распространенности приложения, ритейлерам стало проще привлекать клиентов. Например, McDonald’s первым решился превратить свои рестораны в «залы для тренировок», где игроки смогут тренировать покемонов и биться за них с другими. 

Впрочем, в Азии эти две технологии уже успешно интегрировались друг в друга. С помощью QR-кодов пользователям предлагают ловить новых редких покемонов. Такие коды размещаются в магазинах и в заведениях сферы услуг и привлекают посетителей.

Есть и смешанные проекты, например, SnapTag, который объединил принципы QR-кода и хэштегов. С его помощью можно создавать элементы для сканирования на основе собственного логотипа, размещать эти элементы где угодно и привязывать к ним любое маркетинговое сообщение, ссылку. Суть примерно та же, что и у QR-кода, но только эта технология «с человеческим лицом» и в более элегантном оформлении.

Не отстает и «корпорация добра» с сервисом Google Goggles. Он совмещает в себе поиск по картинкам, их распознавание и мощь поисковой системы. Все это делается с помощью камеры смартфона, но доступно лишь для владельцев Android. Goggles обучаются и умеют распознавать дорожные знаки, рекламу, обложки книг и дисков, картины, вывески, достопримечательности и многое другое.

И в завершение достойную конкуренцию азиатским «квадратам» составляет сервис коротких ссылок. QR-код – детище лени набирать ссылки вручную. Поэтому многие популярные издания и сервисы стали сокращать названия веб-сайтов. Например, New York Times – nyti.ms, Wall Street Journal – wsj.com, Time Magazine – ti.me. Они легче запоминаются, и не нужно ничего считывать.

Источник: hub.kyivstar.ua

 Читайте также: QR-ревизор: колбасим по-новому 

Расскажите друзьям про новость