25 Сен 2015, 05:15

Пока потребитель не поймет ценность — не отдаст деньги

Инсайты для маркетологов с первого дня Business Wisdom Summit

Первый день Business Wisdom Summit был предпринимательским. Говорили о миссии бизнеса, жизненных ценностях, которые перетекают в бизнес, трансформации городов, целых индустрий под себя, а также о новой экономике, в которую Украина не вступит, если не перестроит свои консолидированные мозги на «предпринимательский» лад. Высокие цели, увлечение своим делом, современные подходы к созданию нового, креативного, нужного — вот то, чему можно поучиться «костюмам» у «футболок» — маленьких нишевых игроков, которые несут высокую ценность потребителю своими реализованными нестандартными идеями. Что в этом на BWS было для маркетологов — в инсайтах, записанных MMR. 

Алена Могилевец
Экс-Project manager Ренкинга лучших PR-профи Украины от MMR и Премии X-Ray Marketing Awards, бизнес-журналист

Глобальный мир так или иначе влияет на Украину, вне зависимости от того, хотим мы принимать его новые условия, или нет. Будут появляться новые рынки, инновационные продукты, трансформироваться бизнес-модели. «Новая почта» может стать не нужной, так как посылки начнут доставлять дроны. И, чем дороже дрон — тем выше он летит, а значит, его нельзя сбить битой.

Так эволюционно сложилось, что нестандартные идеи, которые бьют потребителя прямо в сердце — создаются сейчас небольшими, но быстрыми игроками рынка. И тем крупным компаниям, которые еще не научились «брать» рынок нефинансовыми и репутационными (связями) ресурсами — стоит у них поучиться. Если вы не хотите быть выброшенным из рынка — нужно начинать что-то менять уже сейчас. Как на уровне продукта, так и на уровне коммуникаций. Советский союз никто танками не брал — он развалился как пережиток прошлого. Нужно развивать новую систему с новыми ценностями, создавать то, за что не будет стыдно перед следующими поколениями — иначе рынок сам вам скажет «до свидания» — так же, как персональный помощник-приложение Siri скоро убьет профессию секретаря. 

Дэвид Перриш, британский бизнес-советник, автор книги «T-shirts and Suits: A Guide to the Business of Creativity»:

Co-opetition — конкурировать и сотрудничать одновременно. Например, две конкурирующие галлереи сообща создали вебсайт и стали продавать картины по всему миру — и обе стали сверхприбыльными.

Не продавать, а сдавать в аренду. Лицензировать интеллектуальную собственность и зарабатывать на ее постоянных продажах. Зарабатывать даже во сне.

Бизнес-модель «Free and Freemium»: давать что-то в бесплатный доступ ради премиум-контракта. 

Вести диалог с клиентом: ваш потребитель должен быть интерактивным, используйте краудсорсинг. Например, есть один производитель маек, у которого нет дизайн-департамента. Дизайн ему создает сам потребитель. Так вы сможете выращивать свой бизнес через творческий подход к организации деятельности и интерактивную коммуникацию, располагающую клиента к творчеству.

Геймификацию мы рассматриваем как развлечение, но ее можно использовать для бизнес-целей — например, для увеличения продаж или изменения модели бизнеса. Одна британская компания начала разрабатывать корпоративные курсы в виде анимаций и игры, сделав процесс обучения веселым и интересным.

Валерий Шамотий, соучредитель и президент корпорации «Логос» (Украина):

Миссия компании должна быть глобальной и достойной и соответствовать вашей собственной жизненной миссии — только так вы поймете, куда вести бизнес и как строить коммуникации. В случае с «Инкерман» мы поставили себе цель — через развитие виноделия изменить культуру нации и переключить ее с крепкого алкоголя на благородное вино. Эта миссия должна была стать достоянием всей отрасли — для этого все участники рынка должны были нам поверить и признать лидером мнений. Это и определило наши действия на рынке.

Стремиться изменять сознание людей — это достойная цель.

Ваш продукт не должен быть похож на дорогое «Мерло». Нужно следовать своим путем, иначе вы будете никому не нужны. Ваш продукт должен быть самобытным и вбирать в себя все краски того края, в котором произведен. 

Петр Чернышов, генеральный директор «Киевстар»:

Мой бренд — это Киевстар. Я не занимаюсь «Я-брендом»

Желание «обидеть» (цивилизовано, конечно) конкурента — это то, что мотивирует.

Раньше в «Киевстаре» было 14 уровней менеджмента. Т.е. между гендиректором и агентом колл-центра — 14 ступеней. Сейчас мы подходим к 5-уровневому менеджменту.

Та компания, которая стоит ближе к конечному клиенту в цепочке поставок, всегда выигрывает. Мы стоим ближе всего к клиенту, потому и успешны. 

Сергей Ноздрачев, cовладелец компаний «Эко фильтр» «Грин-Трейд» (ТМ «Фильтры для воды «Барьер») и Dewberry CZ (Czech Repablic):

У нас у всех есть план, пока не получишь первый удар в челюсть. Большинство пунктов моего плана сработало не так, как я ожидал. Два года мы пытались продавать свой продукт через популярные каналы, которые не продают. А выход был близко — совсем рядышком — в специфичных нишевых каналах продаж.

Нужно хорошо знать рынок и потребителя, на которого вы работаете: мы 9 месяцев готовили большой запуск нового товара на китайском рынке, сделали упаковку согласно всем требованиям китайского законодательства, а китайский потребитель «стал в очередь» и сделал предоплату на тот же товар, только в европейской упаковке. Для них европейское происхождение товара — часть гарантии высокого качества.

Пока потребитель не поймет ценность — не отдаст деньги. Для каждого китайца ценностью является то, что является ценностью для сообщества («Ценность для других — это ценность для меня»). Они — часть сети. 

Раскрученные каналы не хотят брать на реализацию новый нераскрученный продукт без имени и репутации. В такие каналы идут люди, которые ищут стандарт, тот, кто ищет что-то новое — идет за этим в сеть.

Юрко Филюк, совладелец сети «23 ресторана», идеолог и сооснователь общественного ресторана UrbanSpace100 и проекта «Тепле місто»:

Нужно создавать рынок там, где его еще нет. Мы решили создать его в одном городе. Ивано-Франковске.

Только при системных изменениях рынка можно достичь результата. На рынке, на который мы вышли, не было культуры взаимодействия — нужно было создать прецедент. Так мы запустили проект «Тепле місто» — платформу для инициатив и синергии, которая объединила 46 меценатов. Это стало предусловием для других процессов.

Сейчас многие борются против чего-то: против грязных улиц, неправильной рекламы и т.д. Важно не бороться, а показывать, что может быть по-другому — создавать примеры нового и вдохновлять других. Например, мы не боремся с «неправильными» вывесками на домах, а показываем как может быть лучше — и этим меняем облик города. Дальше на этой основе можно построить бизнес — например, архитектурное бюро, которое будет продавать услугу дизайна вывесок — и люди к нам потянутся, потому что будут знать, что может быть лучше.

Важны позитивные примеры. Советский союз никто танками не брал — он развалился как пережиток прошлого. Нужно развивать новую систему с новыми ценностями.

Ирина Данилевская, основательница и глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week:

Людей привлекает стабильность вашего бизнеса. Так у них появляется вера, что то, что вы делаете — востребовано, постоянно и надежно, а не чей-то краткосрочный каприз.

Мы стараемся развивать сферы, которые близки к нашей основной деятельности — Fashion — Fashion-иллюстрацию, фэшн-кино, создали премию Best Fashion Award и т.д. Это помогает привлекать новых талантливых людей, партнеров, развивать индустрию и свой бизнес в том числе. 

Бизнесу нужны легенды. Мы не можем бесконечно снижать цену своего товара, а легенды добавляют стоимость и повышают ценность.

Модные дома диктуют не только моду, но и зеркалят тренды в обществе. Для людей важна гражданская ответственность, патриотическая тема, семейные ценности и поддержка молодежи, эко.

Ни одно производство не есть экологичным, но можно найти «лазейку», с помощью которой можно сказать, что ваша компания борется за чистую жизнь.

Насколько репутация вашего продукта стабильна и высока — настолько у вас и есть шанс привлечь хороших людей в свой бизнес. Люди вдохновляются примером порядочных и профессиональных людей.

Тимофей Милованов, доцент Питтсбургского университета, со-основатель VoxUkraine:

Рынки стали онлайн. Сейчас масса инструментов, которые позволяют вести бизнес где угодно и жить вне границ, выходить на новые международные рынки. Украинцы не должны думать, как им плохо живется — а действовать. Возможности есть. 

Рынки сами создают новые продукты. Такси Uber: теперь не только клиенты ставят оценки водителям, но и водители — клиентам: за время ожидания, эмоциональное состояние, удобность парковки и т.д. Программа сводит водителей с высоким рейтингом с хорошими клиентами, но если у вас оценка «4», а не «5», к вам может приехать водитель на «американском жигули» и с опозданием — а заплатите вы ту же цену, что и клиент с оценкой «5» за подачу престижной машины в течение 30 секунд. Что уж говорить, если программа сама определяет, где вы находитесь, предугадывает, куда вы захотите поехать и может показать, где находится ваше такси в реальном времени.

Скоро компании будут знать о потребителе все. Абсолютно ВСЕ. Где вы находитесь, куда ездите и как часто, какие деньги и куда переводите и т.д. Так, Америкой пронеслась волна разводов: люди не успели перестроиться и врали своим супругам о том, где они находятся.

Для каждой компании важна кибербезопасность. Даже получасовой сбой вашего сайта или приложения перебросит вашего постоянного клиента к конкуренту. Например, на неделе не работал Skype — и я пользовался Viber. Теперь в моем сознании существуют две компании, которые предоставляют эту услугу, а не одна. Иногда достаточно взломать корпоративный Slack и удалить оттуда все файлы, чтобы приостановить работу всей компании на сутки.

Рынки не создаются сами по себе. Их создают талантливые предприимчивые люди. Творческий подход нужно развивать в себе и привлекать тех людей, которые способны на создание принципиально нового. 

Компании, которые научатся распознавать талантливых людей, способных создавать новые рынки, выдумывая дроны в коридорах вуза, захватят мир.

Большинство бизнес-идей украдены: они витают в воздухе, просто кто-то знает, что с ними делать, а кто-то — нет. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео