24 Мар 2020, 08:40

Пока карантин: плюсы и минусы для украинских компаний. Часть вторая

7 вопросов к украинским бизнесам: Uklon, Karabas.com, Vandog Agency, «Фридом Финанс Украина», Jooble

В пятницу мы стартовали с серией публикаций, где задаем представителям FMCG, HoReCa, ритейлу и не только 7 важных вопросов. Продолжаем рассказывать, что происходит внутри украинских компаний во время карантина. CMO онлайн-сервиса Uklon, основатель Karabas.comоснователь и креативный директор Vandog Agencyмаркетинг-директор «Фридом Финанс Украина» и основатель Jooble делятся своими реалиями и инсайтами.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Uklon

Вадим Ищенко, CMO онлайн-сервиса Uklon

1.
Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

В первую очередь, это резкие скачки нагрузки на наш онлайн-сервис, изменение планов по презентации новых продуктов. Также мы урезали бюджет по некоторым направлениям.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Стремительное переформатирование рынка — это, в первую очередь, вызов для команды. С командой нам повезло, и мы увидели, что можем не сбавлять темп даже в кризисных условиях. Совсем недавно мы перешли на микросервисную архитектуру, что позволяет нам быстрее внедрять новые продукты и адаптировать приложение под рыночные реалии.

Также мы почувствовали нереальную поддержку от наших партнеров и клиентов, что позволит нам запустить ряд масштабных социальных инициатив. А это для нас, как для украинской компании, очень важно, особенно в такой сложный для страны период.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

С 17 марта компания Uklon перешла на удаленную работу, обеспечив всех сотрудников необходимой техникой. Наши сотрудники — самый ценный наш ресурс, поэтому их здоровье и безопасность для нас чрезвычайно важны. Все встречи мы перевели в онлайн-режим. Создали инструкции по эффективной удаленной работе, а также инструкции для менеджеров для работы с удаленными командами. Мы постоянно мониторим ситуацию в стране, мире и даем рекомендации нашим сотрудникам в отношении превентивных мер предосторожности

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Их очень много, с сотрудниками общаемся через Slack, Jira, Hagnouts, Zoom, Telegram. И почту, конечно же. Без нее никуда.

С клиентами — в основном это inbound-каналы через нашу эко-систему продуктов. В зависимости от цели можем использовать также мессенджеры, социальные сети. Главным каналом решения кризисных ситуаций остается наш контакт-центр, который работает 24/7 и отвечает на все запросы клиентов.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

«Планета кино» за открытость и правильные приоритеты.

«Сильпо» за правильную работу с сотрудниками, быстрое реагирование.

«Розетка» — за желание помогать нашей стране в сложный момент

Еще постоянно слежу за коммуникациями Smartass — это отличный кейс того, как компания, быстро реагируя на ситуацию, может эффективно перестроить собственную модель взаимодействия с клиентами.

Каждый в своей нише делает все, чтобы не дать людям впасть в панику и уныние.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

1. Не порите горячку.

2. Опирайтесь на факты, а не на эмоции при принятии стратегических решений.

3. Будьте экологичны. Поддерживайте свою команду и выстраивайте политику открытости и доверия.

8. Вынесенный инсайт во время карантина.

Я считаю что всегда нужно быть людьми. Кризисы приходят и уходят, а отношения с командой, партнерами и клиентами остаются. Помните, какой компанией вы хотите выйти из кризиса и делайте все, что для этого необходимо.

Karabas.com

Максим Плахтий, основатель Karabas.com

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса? 

Отмена всех культурно-массовых мероприятий, вследствие чего мы несем 90% убытки.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

В любом кризисе познаются, в первую очередь, партнеры и то, насколько они ответственно выполняют обязательства. Нынешняя ситуация — не исключение. Кроме того, бизнес максимально оптимизирует свои затраты — всегда можно рассмотреть немало плюсов.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками? 

Сотрудники работают дистанционно. Исключение — служба поддержки. У нас очень компактная команда, это один из принципов эффективной работы нашей компании, поэтому изменений не планируем.

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина? 

Вся коммуникация с сотрудниками у нас ведется через почту и Telegram. С клиентами коммуницируем с помощью телефона, почты, в соцсетях и мессенджерах.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Клиентоориентированных компаний, по типу бесплатной доставки Uber Eats, которые идут навстречу и своему клиенту, и ресторанному бизнесу.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

1. Детальная оценка ваших отношений с клиентом.

2. Рассмотрение альтернативных возможностей продаж.

3. Открытая коммуникация на всех этапах.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Своевременное реагирование на форс-мажорную ситуацию может снизить риски для компании.  

Vandog Agency

Ирина Метнева, основатель и креативный директор Vandog Agency

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса?

Из негативных последствий: тормозятся все процессы, останавливаются съемочные проекты. Становится сложным что-либо планировать, соблюдать обязательства.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса? 

У тех сотрудников, у которых есть дети и семьи, появилась возможность больше проводить времени с ними, общаться, играть, заниматься. Есть возможность больше читать, слушать, смотреть, учиться. Взять с полки купленные в течение трех Книжных арсеналов книги и наконец их прочесть, пройти желаемые онлайн-курсы, повысить квалификацию, погрузиться в новую для себя эстетику неизвестных до этого художников или музыкантов. Все это  насмотренность и наслушанность  дадут свои плоды после карантина. Надеюсь, в новом постпандемическом мире это пригодится.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками? 

Пока ничего не поменялось. Надеюсь, что мы сможем через это пройти с наименьшими потерями.

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?  

Google Hagouts, Asana. С клиентами — почту, мессенджеры, Skype.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему? 

Мне очень понравилась коммуникация Pornhub: иронично, лаконично и обнадеживающе.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке? 

1. Замените слово «карантин» на «пауза в обычном режиме работы», «переосмысление», «перерыв». Это даст возможность отнестись к этому более спокойно и осмысленно, Даст возможность выйти наполненным, а не опустошенным

2. Найдите занятие или предмет, который хотите освоить. Например, научиться писать стихи или сценарии или выучить иностранный язык (за два месяца можно прилично продвинуться при интенсивном обучении) и штудируйте, но это должно быть в удовольствие.

3. Не ходите по дому в пижаме, у вас должен быть режим с перерывом на обед, кофебрейки и спорт

7. Вынесенный инсайт во время карантина. 

Человек — невероятно адаптивное существо. Он может приспособиться жить — и довольно насыщенно — даже в таких условиях. Но это не новость. Новость, что это под силу всему миру. Вот что реально меня изумляет.

«Фридом Финанс Украина»

Борис Цомая, маркетинг-директор «Фридом Финанс Украина»

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса? 

Как и для всех, в первую очередь, это паника, страх, тревога, неясность и неуверенность, которые пронизывают все наше общество. Люди начинают бояться делать что-либо, принимать решения, совершать покупки, в том числе и инвестировать — активность в такой период резко снижается, это становится весьма ощутимо для всех сфер. Но проблема, в первую очередь, здесь кроется не в самом режиме карантина, а в перенасыщенном негативом информационном поле: карантин на информационный негатив стал бы очень полезным

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Во всем надо видеть позитив, и он действительно есть.  В первую очередь, любой критический сложный период заставляет быстро и четко пересмотреть приоритеты, в том числе и в бизнесе, возникает необходимость отсеять все лишнее и сфокусироваться только на самом важном и эффективном. Такой период способствует принятию быстрых решений по оптимизации и экономии, которые становится условием выживания. Все эти меры мы и предпринимаем в нашей компании.

Сейчас на мировых фондовых рынках очень сложная ситуация, усугубляемая негативным информационным полем, однако есть абсолютно реальные инвестиционные стратегии, когда можно выживать и зарабатывать на падающих рынках, строить фундамент будущего успеха, это мы и коммуницируем нашим клиентам. 

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками? 

Мы соблюдаем все меры предосторожности, которые рекомендованы компетентными органами власти. Большую часть сотрудников мы сразу отправили на удаленный доступ,  часть по прежнему посещает офис в дежурном режиме, при этом соблюдая все необходимые нормы и правила, установленные во время действия карантина. Если режим карантина будет ужесточаться, мы уже готовы перевести полностью всех сотрудников на удаленный доступ. О сокращении зарплат либо отпусках за свой счет речь в нашей компании не идет. У нас работы не убавилось…

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?  

У нас есть собственная CRM с возможностью удаленного доступа, также традиционно это электронная почта, для коллективного общения — Zoom и Skype, различные мессенджеры. Те же самые инструменты мы используем и для общения с
клиентами, у каждого из наших действующих клиентов есть возможность иметь свой
личный кабинет в нашей программной платформе и осуществлять основные операции
дистанционно, конечно, при постоянной онлайн-поддержке своего инвестиционного
консультанта. Для потенциальных клиентов мы также открыты: наш постоянно
обновляемый актуальными новостями сайт, страницы в социальных сетях, Telegram-канал.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Все коммуникации всех компаний, которые несут в себе хоть малую толику позитива в это
очень непростое время. 

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

Буду абсолютно банальным:

1. Не паниковать: больше думать, спокойно и детально анализировать все поступающую информацию.

2. Трудиться и не останавливаться.

3. Беречь себя и своих близких. 

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Жить надо каждый день, ничего не откладывать на завтра, есть только настоящее время.

С точки зрения бизнеса, сложный период заставляет мобилизовать все наши лучшие качества, способности и идти дальше. Также это своего рода фильтр для очистки своей продуктовой линейки, вычленения самых приоритетных проектов, что позволяет стать мобильнее и эффективнее.


Кстати, Борис Цомая, маркетинг-директор «Фридом Финанс Украина», выступит 16 апреля на нашем онлайн VOPREKI PR марафоне, где расскажет о том, как сделать бренд положительным и социальным на весьма сложном и «токсичном» рынке и почему так важно быть НЕ очень серьезным.


Сайт по поиску работы Jooble

Роман Прокофьев, основатель Jooble

1. Какие негативные последствия карантина для вашего бизнеса? 

Карантин негативно повлиял на наш бизнес. Миссия Jooble —помогать людям находить работу. В период карантина большинство бизнесов сократили или вовсе приостановили найм новых сотрудников, поэтому количество вакансий уменьшилось. Соискатели, в свою очередь, ограничивают контакты с другими людьми и предпочитают не ходить на очные собеседования. И такая ситуация характерна не только для Украины, но и других стран.

2. Какие позитивные последствия карантина для вашего бизнеса?

Наша компания существует 13 лет. Мы пережили два больших кризиса, из которых вынесли важные уроки. Уверен, что и этот кризис поможет нам стать мудрее.

3. Как ваша компания поступила с сотрудниками?

Мы всей компанией перешли на удаленную работу. Несмотря на тяжелую ситуацию, мы никого не отправили в отпуск за свой счет и продолжаем выплачивать всем зарплату в полном объеме. И будем это делать до тех пор, пока это возможно. Наша задача и приоритет сейчас — это наши сотрудники и их обеспечение.

4. Какие каналы коммуникации используете для общения с сотрудниками и клиентами во время карантина?

Все коммуникации с сотрудниками происходят в Workplace. Этот инструмент наша компания активно использовала и до карантина. Также мы организовываем ежедневные собрания с помощью Zoom и Hangouts. Научились проводить результативные мозговые штурмы в онлайне. Я не вижу потери продуктивности из-за удаленного режима работы. Это вопрос ментальной перестройки. В нашем бизнесе формат удаленной работы может быть таким же эффективным, как и в офисе.

Наша коммуникация с клиентами всегда происходит в онлайне. Мы используем почту, мессенджеры и видеосвязь.

5. Коммуникации каких компаний во время карантина вам близки? Почему?

Коммуникации Monobank и «Новой почты», а также других компаний, чьи слова идут рука об руку с реальными действиями.

6. Лайфхаки от вас, как адаптироваться к текущей обстановке?

1. Вести регулярную коммуникацию с сотрудниками.

2. Быть открытыми с командой. Честно рассказывать, что происходит и что собирается делать компания.

3. Не паниковать.

7. Вынесенный инсайт во время карантина.

Главный инсайт — это ценность поддержки сотрудников в критической ситуации. Вся команда отнеслась с пониманием и предлагает толковые советы.  

Продолжение следует…

Расскажите друзьям про новость

Новое видео