Почему вы не можете найти маркетолога: 5 ошибок, которые совершают компании
11 Июн 2020, 11:59

Почему вы не можете найти маркетолога: 5 ошибок, которые совершают компании

Ольга Морозова, PR & Marketing Manager IT-рекрутингового агентства INDIGO Tech Recruiters, о том, как найти подходящего кандидата для ваших маркетинговых задач

Маркетологов много. Найти эффективного для вашей компании и увидеть результаты его работы — совсем другая история. Многие компании собеседуют, иногда и нанимают, кандидата за кандидатом. И остаются недовольны.

Почему так получается? Череда неудач?

Удача может играть роль, но обычно сложности с маркетологом — следствие ошибок в процессе поиска. INDIGO Tech Recruiters вычислили 5 самых распространенных ошибок на этом пути и рекомендуют, как их избежать.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
common mistake

1. Неопределенные обязанности

А зачем вам маркетолог?

Маркетинг — широкая сфера, «уметь все» в ней практически невозможно. Знания и умения, необходимые для маркетинга в соцсетях, отличаются от скиллов e-mail маркетолога. Должен ли маркетолог заниматься проработкой и созданием нового продукта? Оффлайн маркетингом? Мониторить конкурентов? Неясные ожидания — залог долгого и бесплодного поиска. 

Неясные ожидания — залог долгого и бесплодного поиска. 

Есть еще одна проблема со списком обязанностей. Часто встречаются абстрактные требования, которые не соответствуют реальным задачам маркетолога в конкретной компании. Например, в списке отсутствует управление бюджетом, но зато есть креативность. Ситуация осложняется тем, что компании склонны читать вакансии других и составлять свои по образу и подобию. В итоге получается, что молодые компании ищут не того специалиста, который нужен им — а того, которого ищет какая-то успешная крупная компания. А все потому, что подсмотрели описание вакансии у лидеров рынка. 

Что делать? 

К сожалению, придется потрудиться. Нужно разобраться в специализациях и скиллах маркетологов и сформулировать, чего именно вы ожидаете. Перед тем, как искать специалиста — решить, какие у вас цели. И двигаться от этого. Составить список требований в соответствии с целями и конкретными задачами. А если вы действительно хотите сразу заниматься десятком маркетинговых каналов и пиаром в придачу — подумайте о том, чтобы нанять команду, а не человека, который и швец, и жнец, и на дуде игрец.

2. Путаница с названием

А вам точно нужен именно маркетолог?

Часто на самом деле требуется User Acquisition Manager, Traffic Manager, Affiliate Manager, PPC Specialist, Media Buyer или вообще App Store Optimization Manager. А еще эти названия могут указываться на русском: Медиабаер, Трафик-менеджер… И специалист в поисках работы может не написать в резюме русский эквивалент, если привык к английскому варианту «титула» (и наоборот). Или не найти вакансию. Поэтому, как минимум, придётся просматривать резюме по названию на двух языках.

Эта ошибка тесно связана с первым пунктом — пониманием обязанностей и зоны ответственности. Название позиции зависит от целей и задач специалиста. Мы писали о том, что в будущем не будет четких названий профессий, но пока они существуют. И разночтения могут затруднить поиск. 

Бывает, что компании публикуют вакансию маркетолога, хотя нужна более узкая и направленная специальность. С другой стороны, могут запостить вакансию и искать кандидатов по узкой специальности, не учитывая, что есть смежные профессии или та же профессия может называться по-другому.

Что делать?

Решить, кто именно вам нужен. Искать по резюме со смежными названиями должности и постить (как минимум, в соцсетях), обращаясь не только к абстрактному Маркетологу. Например, PPC Specialist может откликнуться на вакансию траффик-менеджера.

3. Сомнительная ценность проекта (компании)

Чем ваш проект лучше всех остальных?

Рынок труда, особенно в IT, в значительной мере ориентирован на соискателей. Они выбирают будущее место работы не менее тщательно, чем компания — потенциальных сотрудников. И для многих зарплата — отнюдь не главный фактор при выборе работы. 

Часто представители работодателя, особенно если наймом занимается сам собственник, считают, что ценность и привлекательность и так очевидны. На самом деле, нужно «продать» свою компанию или проект, на который нанимаете маркетолога. 

Один из факторов, которые могут демотивировать профессионала — когда руководитель не вовлечен.

Один из факторов, которые могут демотивировать профессионала — когда руководитель не вовлечен. Например, позиция «пусть все сделают как надо, а меня не трогают». 

А маркетинговые директора, опрошенные INDIGO Tech Recruiters, одним из главных факторов демотивации назвали отсутствие бонусов за результаты и дефицит свободы в принятии решений.

Что делать? 

Заранее обдумать, чем заинтересовать. Чем выделяется предложенный проект? Какие профессиональные горизонты он откроет перед маркетологом? Размышления на эту тему иногда позволяют и собственнику взглянуть на давно знакомый проект или компанию под новым углом.

4. Сжатые сроки

Нет времени объяснять, маркетолог нужен на «вчера»?

Небольшие компании часто долго функционируют без маркетолога. В какой-то момент его нехватка становится ощутимой. Или у сотрудника, который занимался маркетингом «заодно», больше нет времени. Или не хватает квалификации, если бизнес выходит на новый уровень. Или, если маркетингом вообще никто не занимался, это начинает ощутимо тормозить рост бизнеса. 

В такой ситуации мало времени, чтобы обдумать требования и не спеша выбирать лучшего из кандидатов. На работу берут первого адекватного соискателя, который готов приступить к работе. А это не всегда «тот самый».

Эта же ошибка — запоздалое решение искать человека — проявляется в том, что от специалиста ждут срочных результатов, торопят. Потом разочаровываются и через два-три месяца увольняют.

Что делать? 

Начинать искать заранее. Когда нанимаете специалиста, постарайтесь сразу обсудить сроки для первых результатов и KPI. Не торопитесь с выводами о его эффективности. Ведь если вы уволите его и наймете нового, он все равно не сдвинет проект с места сразу же. Ситуация может повториться.

Иногда, если вы чувствуете, что маркетинг нужно было начинать «вчера» — лучше обратиться в маркетинговое агентство параллельно с поиском «своего» кандидата.

5. Поиск только на джоб-бордах

Кстати, а где вы ищете кандидатов? 

Сайты поиска работы и посты на странице компании в соцсетях — не слишком эффективная комбинация. Если вы постите вакансии в тематических группах на Facebook и LinkedIn, а также в профильных Telegram-каналах — шансы выше. Рекомендации знакомых также могут пригодиться.

Самый эффективный способ — следить за рынком и переманивать крутых специалистов из компаний, похожих на вашу. Тут важно, чтобы вы могли предложить действительно интересный проект или продукт. Мотивировать специалистов может и большая независимость, свобода в принятии решений. 

Что делать?

Мониторить рынок. Знать специалистов по маркетингу в вашей сфере. Искать их профили в соцсетях и устанавливать контакт. Или обратиться в рекрутинговое агентство, где это смогут сделать за вас. Профессионалы подберут лучший вариант, и у них уйдет на это меньше времени.  


Подытоживая, главная ошибка — искать супергероя, который с первого взгляда определит, что нужно для успеха вашего проекта. И моментально сам всё сделает.

superhero

Даже если он существует, подобное ясновидение — редкий дар. Не говоря уже о всемогуществе. Когда работодатель ищет волшебника, то чаще всего он находит сказочника. А о зарплатных ожиданиях супергероя страшно подумать. 

Чтобы найти маркетолога мечты, нужно сначала потрудиться самому (прямо как в сказке). Главное правило: тщательно все обдумать, изучить сферу и решить, кого именно вы ищете. 

Кавер: Unsplash
Гифки: Giphy

Расскажите друзьям про новость