Почему потребители перестают покупать те или иные товары?
Как правило, причину следует искать в том, как они воспринимают бренд. Для решения этой проблемы полезно выявить и преодолеть барьеры восприятия бренда потребителями.
Одну из наиболее эффективных методологий для этого разработали и успешно используют в компании Procter&Gamble. Она называется TIGA (Thinking That Inspires Great Advertizing) и позволяет понять барьеры восприятия бренда потребителями и преодолеть их.
Барьер восприятия — это определенное состояние потребителя, мысли, чувства, привычки, которые отталкивают его от регулярного потребления бренда (скажем, человек может рассуждать так: «В Pampers ребенок меньше двигается, а значит, хуже развивается»).
Существуют три группы барьеров восприятия:
• клиенту не нужно преимущество, которое предлагает бренд («Я не буду стирать Ariel старые вещи, для этого подойдет и более дешевый порошок»);
• клиент уже получает преимущество от другого бренда, поэтому новый ему не нужен («Gala стирает ничем не хуже Ariel»);
• клиент не верит в преимущество вашего бренда («Я много средств перепробовала, но ржавчина на ванне все равно осталась»).
Барьеры и инсайты
Для выявления природы барьеров, а также для создания эффективной стратегии их преодоления необходимо понять логику мышления потребителей. Для этого используют качественные исследования:
При этом следует помнить, что бороться со всеми обнаруженными барьерами нет смысла, ведь некоторые из них могут быть весьма незначительными при выборе товара потребителем. Те же из них, которые имеют наибольшую силу, нужно преодолевать.
Выявлять барьеры восприятия нужно среди клиентов двух групп: тех, кто не является потребителем бренда, и «свичеров» (тех, кто стал реже покупать ваш бренд, переключился на другие). При этом используются не прямые вопросы («Почему вы не покупаете бренд, А?»), а уточняющие. Например, «Чем бренд, А хуже бренда Б?», «Почему в этой ситуации вы используете бренд, А, а не Б?», «Что должно измениться в бренде, А, чтобы вы покупали его чаще?».
Также важную роль в выявлении барьеров восприятия играет использование проективных техник. Скажем, когда потребителям предлагают описать идеальный бренд категории, а затем сравнить, какой из исследуемых брендов, по их мнению, ближе к идеалу, и почему.
После этого выявленные барьеры стоит отдать «на растерзание» лояльным потребителям: попросить их найти аргументы в пользу вашего бренда. Лояльные потребители лучше, чем
Постоянные покупатели способны помочь маркетологам найти инсайты, которые смогут преодолеть барьеры восприятия других клиентов. Например, при проведении исследования для Prom.ua сотрудники «Следопыта» увидели, что многими посетителями этот ресурс рассматривается как «хаос», где трудно найти нужный товар. Они объяснили свою оценку тем, что в одном и том же виртуальном «торговом ряду» на сайте оказались крупные компании; продавцы с «Седьмого километра»; фирмы с качественными товарами и те, кто предлагают «все по 5 гривен». Лояльные пользователи Prom.ua согласились, что на ресурсе представлено большое количество товаров из разных категорий. Однако они, наоборот, расценивают эту универсальность как преимущество — и сравнивают сайт с торговым центром, где продаются товары со всей страны, где можно найти практически что угодно. Именно такой инсайт помог сформулировать позиционирование Prom.ua как всеукраинского торгового цента в Интернете.
Найдя инсайт, следующим шагом маркетологи должны транслировать его другим, нелояльным потребителям. Для этого обычно запускается рекламная кампания, которая шаг за шагом раскрывает все выявленные инсайты, тем самым разрушая барьеры в сознании людей. Скажем, Prom.ua один за другим демонстрирует примеры продуктов, которые можно приобрести, воспользовавшись этим ресурсом (мебель, электрооборудование, детские товары
Другой пример: ТМ «Миргородська» в прошлом году вывела на рынок новый продукт — «Миргородська Лагідна». Традиционно вода ТМ «Миргородська» воспринимается как лечебная, и это уменьшает желание нелояльных потребителей покупать ее на каждый день. Появление «Миргородскої Лагідної», которая не имеет выраженного соленого вкуса, помогает решить эту проблему: ассоциация с ТМ «Миргородська» за счет названия и внешнего вида этикетки остается, но в рекламе подчеркивается, что новый продукт можно потреблять ежедневно. Это позволяет увеличить продажи бренда в целом и частично нейтрализовать восприятие ТМ «Миргородська» как бренда лечебной минеральной воды.
Итак, по сути, всю основную работу уже проделали лояльные потребители. Маркетологам не надо ничего выдумывать: они должны лишь найти
Цена имеет значение
Отдельное внимание в преодолении барьеров восприятия следует уделить ценовым барьерам, ведь разрушить их сложнее всего. Повышение цены может отпугнуть многих потребителей. Чтобы объяснить людям, почему им следует оставаться лояльными к вашему бренду, используется метод «reframing». Его суть заключается в «переформатировании» восприятия бренда, предоставлении потребителям другой точки опоры для оценки бренда.
Ярким примером преодоления ценовых барьеров служит история стирального порошка Ariel. В 1998 году, в том числе
Проблема была не в том, что клиенты считали порошок некачественным, а в том, что он казался им недоступным
Компания Procter&Gamble провела исследование, выделила три группы потребителей: лояльных; тех, кто перестал покупать Ariel совсем; и тех, кто покупал Ariel, но в меньшем количестве, приобретая также дешевые порошки.
Маркетологи сконцентрировались на третьей группе — «миксовщиков» — и попытались понять, что заставило их уменьшить объемы потребления, почему они все еще покупают Ariel, как можно их стимулировать и в дальнейшем использовать Ariel. В результате проведения
Такой инсайт был найден в ходе исследования — и именно его положили в основу рекламной кампании, целью которой было остановить потребителей, полностью отказавшихся от Ariel. В рекламе показали женщин, имеющих невысокий доход (
Вадим Пустотин, владелец и директор