«Дизайн, креатив, маркетинг в Украине — это рынок молодых»: почему наш рынок болеет эйджизмом
02 Дек 2021, 16:08

«Дизайн, креатив, маркетинг в Украине — это рынок молодых»: почему наш рынок болеет эйджизмом

Я не ожидал, что тема эйджизма на дизайнерском рынке вызовет такой резонанс. И даже переметнется на маркетинговый через высказывание бесконечно уважаемого мною Павла Таяновского. 

Дизайн, креатив, маркетинг в Украине — это рынок молодых. После 40 дизайнер списывается в утиль, уходит на пенсию, умирать на кладбище слонов. Эти боль, страх, и попытки найти решение я видел в 80 фб-комментах под своим постом.

«На собеседованиях только и слышу от HR “извините, у нас молодая команда, нам нужны люди до 30”, “для этой должности вы оверквалифайд, сюда мы ищем только молодых”», — писали мои коллеги. Выход — уйти на фриланс, создать свою компанию или обмануть, скинув себе десяток лет в резюме, если внешность позволяет. 

Сейчас я сознательно балансирую коллектив и молодыми, и средними, и зрелыми, у меня есть 20+, 30+, 40+ и 50+.

Да, новые поколения всегда будут подпирать. Это не их проблема, «молодые львы» приходят и пушат, это нормально, они — будущее. Есть примеры очень успешных молодежных брендов, в том числе в нашем портфолио. Сейчас я сознательно балансирую коллектив и молодыми, и средними, и зрелыми, у меня есть 20+, 30+, 40+ и 50+. Так предложение клиентам получается сбалансированным. 

Но в Украине 30% людей — старше 55 лет, согласно «электронной переписи» 2020 года (32,3% старше 50 лет по последней официальной переписи 2001 года), население стареет, как и во всем мире. И активная фаза жизни сейчас длиннее, чем когда бы то ни было. Это всё — покупатели FMCG брендов, которые создают масс-маркету платежеспособный спрос. 

Взрослый специалист осознает краткосрочность трендов.

Зрелый дизайнер знает и чувствует их отменно. Кроме того, взрослый специалист осознает краткосрочность трендов, а в брендинге важно играть в длинные игры — 5 лет, 7 лет, постепенно приучать покупателя, выстраивать наборы визуальных кодов, которыми люди атрибутируют бренд. 

Казалось бы, спрос на таких работников должен быть выше. Но в реальности я вижу, как сложно старшему человеку найти работу в рекламной индустрии. В какой-то момент его считают профнепригодным. Исключительно из-за возраста. 

Причем эйджизм касается именно постсоветского пространства. Мировые мэтры, на которых мы молимся, — зачастую возрастные люди, мощные старики с большим опытом. 

Эйджизм касается именно постсоветского пространства.

При СССР дизайнеры были продвинутой публикой, «агентами капитализма», привносили в совок атрибуты западного мира. Мой отец — дизайнер, я помню папиных друзей, этот островок свободы и творчества. Я сам формировался как дизайнер и как личность в 90-х. 

Я не говорю, что старшие по умолчанию лучшие работники. Если человек не хочет адаптироваться к изменениям, если он застыл в прошлом, с этим уже ничего не сделаешь, такого и я не приглашу на работу. Но получить специалиста с академическими знаниями, с 20-летним опытом и открытым к изменениям мозгом — это бинго. 

И это не про то, что иксы ответственные, а зеты безответственные. У нас регулярно стажируются студенты креативных вузов и курсов, и есть ребята и ответственные, и талантливые, и зрелые. Я про то, что нельзя отбрасывать резюме только потому, что видишь там «47 лет». С человеком надо поговорить. Все зависит от личности, начиная от таких простых признаков адаптированности, как современные резюме и внешний вид. 

На мой взгляд, колоссальная недооценка старших специалистов — это ошибка.

Расскажите друзьям про новость