Почему главная проблема Фейсбука — это ньюсфид
В 2008 году Цукерберг признался, что, по его прикидкам, в ближайшее время количество контента, которым люди делятся на Facebook, будет ежегодно удваиваться (шутники из The New York Times назвали это "Законом Цукерберга", по аналогии с законом Мура). В 2011 году Марк еще раз сказал, что количество контента, который генерируют пользователи соцсети, продолжает расти по экспоненте.
В этом мистер "I"m CEO, Bitch" абсолютно прав, но с каждым годом становится все очевиднее, что такой бурный рост количества контента никак не помогает Facebook.
Главной целью Facebook всегда было создание сервиса, в котором пользователи могли бы обмениваться любыми типами контента и получать всю необходимую информацию без перехода на другие сайты. То есть социальная сеть, в идеале, должна была стать для людей синонимом слова "интернет".
В итоге правильная организация ньюсфида стала для Facebook настоящей проблемой. Так, к примеру, считает независимый аналитик Бенедикт Эванс.
В августовском сообщении Facebook была такая фраза:
Каждый раз, когда пользователь открывает свою ленту, для показа ему существует в среднем 1,500 потенциальных историй от друзей, людей и страниц, на которых он подписан, — и у большинства, конечно, нет времени на просмотр всего этого контента.Под историями здесь понимается все от свадебных фотографий лучшего друга, до чекина знакомого в ресторане.
Допустим, пользователь соцсети бодрствует 17 часов в день. Значит, чтобы охватить весь этот контент, ему надо просматривать 88 постов в час или 1.5 поста в минуту. Естественно, это совершенно нереально.
И Facebook осознает наличие проблемы. Соцсеть запланировала грандиозный редизайн, который, по идее, должен был дать пользователям больше контроля над лентой. Увы, тесты на ограниченной группе пользователей показали, что при новом дизайне уменьшается вовлеченность.
С этим надо что-то делать, так что соцсеть вовсю работает над тем, чтобы вычленить из всего многообразия контента самый лучший — и показать пользователю именно его. Результаты этих действий, кстати, многих не радуют (и нас в том числе).
Все проблемы в ленте новостей. С этим согласен и Эванс, который считает, что главная фича Facebook — его ньюсфид — это просто провальный продукт.
Они столкнулись с проблемой слишком большого количества контента, с законом Цукерберга. Ньюсфид стал слишком огромным и рухнул под собственным весом.
Facebook начался как сервис, помогающий уследить за тем, что происходит в жизни друзей, но из-за огромного объема контента в теперешнем ньюсфиде пропустить какое-то важное событие из их жизни стало проще простого. Сегодня вы можете запостить фоточку со своей свадьбы, но благодаря инновационным алгоритмам фильтрации ее увидит половина друзей в лучшем случае.
Конечно, можно улучшить алгоритмы для отбора наилучшего контента, но Эванс считает, что это лишь небольшой хак, который кардинально не изменит ситуацию.
Проблема в продукте. В ньюсфиде чересчур много "шума", они просто угробили продукт. И дело не в алгоритмах — все куда серьезнее. Если бы вы получали по полторы тысячи имейлов в день, то не говорили бы, что вам просто нужны алгоритмы получше.
Согласно закону Цукерберга, количество контента продолжит расти. Через год 1,500 постов в ленте запросто могут превратиться в 3,000. И если соцсеть уже сейчас не может переварить весь контент, то что же будет дальше?
Проблемы с ньюсфидом особенно заметны в мобильной среде. При использовании смартфона человек не так привязан к соцсети, как на десктопе, где Facebook просто монополизирует внимание пользователя — можно запросто открыть те же WhatsApp, Snapchat или Instagram.
И Эванс считает, что из-за плохой работы ньюсфида Facebook такие приложения, помогающие осуществлять какие-то конкретные функции, могут представлять серьезную угрозу для социальной сети. Если пользователь хочет просто посмотреть фотографии друзей, то он пойдет в Instagram или Snapchat. Захочет просто початиться — поможет тот же Снэпчат или WhatsApp. Для развлечений можно установить кучу игр, вроде Angry Birds, Candy Crush или QuizUp. Еще пару лет назад все это предполагалось делать именно через Facebook. Теперь же все перечисленные функции поселились в смартфоне в виде соответствующих приложений, сделав его настоящей социальной платформой.
Возникает вопрос, а как должна работать лента новостей в мобильном приложении Facebook? Должна ли она быть заточена на посты от близких друзей, или стоит реализовать в ней все лучшие функции отдельных приложений? Facebook пока еще не нашел ответ.
Тем не менее, Эванс уверен, что соцсеть останется номером один на десктопах. Однако в мобильной среде все не так просто, и стать единственным победителем будет куда сложнее. И есть еще кое-что, чего компании следует опасаться.
Для Facebook есть опасность превратиться в Yahoo. Миллиарды людей пользуются их продуктом, но всем на него наплевать.