Павел Мусин: «[squád] — это не обычная коммерческая продакшн студия»
19 Июл 2023, 13:51

Павел Мусин: «[squád] — это не обычная коммерческая продакшн студия»

Не закрыться во время войны и выжить казалось почти непосильной задачей для многих украинских продакшнов в первые месяцы полномасштабной войны. Павел Мусин, в то время еще руководитель одного продакшна NEBO (N380), с первых дней вторжения вместе с командой активно создавали таргетированный контент и видеоролики с целью достучаться до русскоязычной и англоязычной аудитории и остановить войну. Конечно же, все проекты NEBO тогда моментально встали на паузу.

Однако, несмотря на все препятствия, в 2023 году Павел полностью пересмотрел бизнес-модель и решил открыть вторую продакшн студию [squád] с новой философией и свежим видением рынка. В эксклюзивном интервью для MMR Павел Мусин, основатель и руководитель двух продакшн студий — [squád] и NEBO (N380) — рассказал об открытии двух офисов [squád] в Киеве и Барселоне, разнице в бизнес-моделях продакшнов, отличиях украинского и европейского рынков, а также сотрудничестве с Netflix.

В 2023 году вы открыли новую продакшн-студию [squád] с офисами в Киеве и Барселоне. Расскажите, что вас подтолкнуло к его созданию?

На самом деле все достаточно просто. До начала полномасштабной войны у нас была студия в Киеве и Украина была основным рынком. Сейчас украинский рынок очень просел — да, он набирает обороты и восстанавливается, но количество клиентов, готовых тратить деньги на рекламу, значительно уменьшилось. Для примера возьмем одного нашего постоянного клиента, который ранее заказывал в год около 20-25 различных рекламных проектов. Сейчас это количество уменьшилось до трех. Работать во время войны очень непросто, и многие вещи требуют определенных решений. Не всегда обычных.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Одним из таких решений было изменить бизнес-модель в нашем продакшне NEBO (N380). Мы полностью перешли на удаленную работу, сделали ставку на повышение качества и тем самым снизили количество проектов. Иными словами, проекты стали более масштабными. У этого решения есть свои плюсы и минусы. Один из существенных минусов — очень сложная система расчета проектов и невозможность реализовать кейсы средней ценой менее 35 000$. Они просто становятся нерентабельными.

Именно сложившаяся ситуация побудила к созданию совершенно новой продакш студии [squád]. У студии своя философия, цели и пути развития, более упрощенная бизнес-модель и, как результат, на текущий момент у нас уже есть успешно реализованные кейсы и достаточно большое количество коммуникаций с клиентами по поводу будущих проектов.

Как вы разграничиваете специализацию / клиентов продакшнов NEBO и [squád]?

По сути, рынки одинаковы как в NEBO, так и в [squád]: Украина, Европа, Канада и Арабские страны. Немного США, но там предстоит еще много работы, чтобы полноценно работать на этом рынке. С открытием [squád] мы разделили работу на VFX (visual effects — Прим.ред.) и съемки + VFX.

[squád] не занимается съемками и организацией съемочного процесса. Основная специализация студии — Full CG (computer graphics — Прим.ред.) проекты и постобработка. А NEBO работает с большими рекламными проектами, ориентирована на съемку и последующая обработка отснятого материала.

Второй момент — это сами клиенты. Существует множество компаний, которые сами еще не понимают о том, насколько нуждаются в рекламе. Но при этом компании потенциально в будущем будут создавать обширные рекламы. И таким клиентам [squád] может предлагать более лояльные (акционные) предложения с целью дальнейшего сотрудничества на постоянной основе. Но этот путь еще предстоит пройти и некоторое время предоставлять клиентам доступную для них цену ниже рыночной. Это и есть одна из причин создания [squád].

Конечно, при таких акционных предложениях есть свои нюансы. Делая проекты по очень лояльным ценам, мы оставляем за собой право соглашаться только на интересующие нас с точки зрения творчества. И да, такую рекламу мы сделаем, и она будет зрительно выглядеть в два-три раза дороже, чем она есть. Потому что для нас это также демонстрация наших возможностей.

[squád] может предлагать более лояльные (акционные) предложения для дальнейшего сотрудничества на постоянной основе.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

С каким трудом вы столкнулись во время открытия [squád]?

К счастью, у нас большой опыт в этой сфере и за плечами успешные проекты. Один из них — это NEBO. Поэтому мы еще до создания продакшн студии прекрасно понимали, на что нужно обратить внимание. В этом плане нам повезло с хорошо подготовленным менеджментом, поэтому мы смогли быстро и легко настроить процессы и не допустить предыдущих ошибок.

Из трудностей одно — поиск новых клиентов. Это всегда не просто. Ты не можешь идти по городу и заходить в каждый брендовый магазин. Тебе нужно постоянно искать пути коммуникации. Открывать новые, настраивать имеющиеся и быть в постоянном контакте. Наша сфера безумно интересна, но и от этого невероятно сложная.

Также большая ошибка — считать, что для открытия студии не нужны деньги, и достаточно просто уметь работать в программах. Это не так. Каждый день в продакшне проходит очень много теневых процессов, которые никто не видит, и только настроив все как часовой механизм, вы можете рассчитывать на результат. И, конечно же, деньги: элементарно существует множество системных клиентов, которые не могут вам заплатить по привычной схеме (предоплата/постоплата). У многих есть постплаты в 45-90 дней и, не имея ресурсов, вы будете не в состоянии просто реализовать проект в таких непростых финансовых условиях. Также множество платных подписок, оплата лицензий, налогов, зарплат — это все ложится на плечи владельца компании.

Большая ошибка — считать, что для открытия студии не нужны деньги, и достаточно просто уметь работать в программах.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Как вы искали специалистов для новой продакшн студии? 

На самом деле с этим проблем не было, студия популярна в CG комьюнити, поэтому многие желающие специалисты каждый день нам присылают свои резюме. Но здесь стоит упомянуть, что [squád] — это не обычная коммерческая студия. Мы вложили в философию компании один очень важный элемент. В самой студии мы проводим обучение специалистов разных профилей, вкладываем в них свое видение и также оплачиваем обучение по повышению квалификации. Наши партнеры из Мастерской Исаева постоянно совершенствуют свои курсы по обучению и тем самым помогают нам выращивать специалистов топ-уровня. Еще до официального релиза мы собрали более 40 портфолио и провели собеседование. В итоге отобрали 6 потенциально очень талантливых артистов.

Принцип работы [squád] — это опытные специалисты, супервизоры, арт-директоры, режиссеры, менеджмент и молодая кровь. Этот симбиоз дает очень ошеломляющий результат. Молодых специалистов часто просто не замечают и порой не прислушиваются к их мнению. У нас все происходит по-другому! Начиная с логотипа, брендбука, сайта и промо, мы слушали мнение каждого, и часто звучали очень грамотные интересные решения.

В студии мы проводим обучение специалистов разных профилей, вкладываем в них свое видение и также оплачиваем обучение по повышению квалификации.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Есть ли уже в портфолио большие клиенты? Назовите несколько ваших любимых проектов.

За небольшое время жизни студии у нас появилось несколько очень достойных проектов. Недавно мы закончили проект с нашим клиентом — компанией Atlas. Это был большой проект, включающий в себя одно большое промо и 4 коротких. В большом ролике мы раскрывали характеристики нового контрольного пульта и показывали, в каких условиях его можно использовать. Было 6 локаций: Марс, космос, зона боевых действий, спасательная операция в горах, ночной город и черная студия. Многие удивлялись, как такой сложный рекламный продукт можно было так интересно преподнести. В прошлом месяце была презентация продукта в Париже на выставке авиации. Компания Atlas представила беспилотные дроны, беспилотные самолеты и пульт ATLAS ULTRA, для которого, собственно, мы и создавали рекламу.

Также мы успели сделать большой проект, к сожалению, показать пока его не можем, но несколько слов расскажу. Это был большой проект — реклама известного футболиста, обладателя кубка Африканских наций и Лиги чемпионов. В проекте участвовало более 30 человек из 7 часовых поясов. А сами съемки проходили в Дубае. Наибольшая сложность заключалась в том, что необходимо было готовить проект, не находясь на локации, но мы справились. В итоге у нас получился невероятный ролик, которым могут гордиться наша студия и все члены команды.

Из крупных клиентов могу назвать общих клиентов продакшнов NEBO и [squád]: Amazon, Atlas, Хiaomi, Steko, Wargaming, Amdocs, Lidl, VBET, Netflix.

Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с Netflix.

Это произошло прошлой осенью, по счастливой случайности у нас в работе оказалось сразу два проекта для платформы Netflix. К тому же зашли они с разницей в две недели. Мне позвонили по телефону партнеры и предложили с ними в коллаборации принять участие в проекте. Все вопросы о проекте стали второстепенными после того, как я услышал, о чем документальный фильм.

Это были документальные фильмы о войне на Украине. Один был о первых месяцах войны, а второй — о войне в киберпространстве. Конечно, мы согласились. Занимались графикой и картами, иллюстрирующими эти события. Для нас эти проекты были важны с точки зрения того, что мы понимали значимость этих фильмов. Ну и, конечно же, это был потрясающий опыт работы с Netflix.

Чем отличается украинский рынок продакшна от европейского? Поделитесь существенными отличиями, на ваш взгляд.

По большому счету, все бренды, с которыми мы работаем в Европе, имеют свои представительства в Украине. Именно с украинскими отделами нам еще не удалось поработать, но всему свое время. Основное отличие — это, конечно же, ментальность. То, что важно для нас, очень часто не является основным акцентом для европейцев. Конечно, перед началом работы с клиентом необходимо изучить рынок и понять, на что он ориентирован. К примеру, у нас был клиент из Бразилии, и мы обратили внимание на то, что во всех рекламах они делают основной акцент на цвет и орнаменты. Как бы нам не хотелось вложить свой смысл и свои методы и акценты, в этом регионе они бы не имели успеха. Поэтому когда мы делали предложение и презентацию, тоже учли этот важный момент.

То, что важно для нас, очень часто не является основным акцентом для европейцев.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Второй важный момент связан с документацией и контрактами. Например, немцы не работают с компаниями, не зарегистрированными в Германии, поскольку они высоко ценят тот факт, что налоги должны уплачиваться в их стране. Аргентина и Бразилия защищает своих внутренних производителей величиной налога: для местных компаний это 5%, для иностранных — 30-40%. И, конечно, это тоже необходимо учитывать при составлении сметы, поскольку ваше предложение может оказаться абсолютно неконкурентоспособным. Испанцы не спешат принимать решения, и к этому тоже следует привыкнуть — они могут неделями думать над вопросами, которые уже, казалось бы, давно решены. Британцы работают по почасовой оплате и стоимости человеко-часов. Это было для нас самым сложным, потому что мы считаем стоимость проекта под ключ, а не потраченное время на его создание. Необходимо рассчитать предполагаемый срок работ, разделенный на предполагаемую стоимость. Для простого объяснения приведу пример: вы заказываете такси, но платите не за стоимость проезда, а за время, которое вы потратили на дорогу.

Очень много нюансов, и к очень многим факторам нужно подстраиваться, но безвыходных ситуаций нет.

Почему потенциальный клиент должен выбрать именно ваш продакшн? В чем ваши конкурентные преимущества?

Эта тема действительно очень философская. Нет какого-то однозначного ответа, к тому же у многих конкурентов совершенно разные подходы к этому вопросу. Сказать, почему клиент выбрал на этот раз нас, а в следующий кого-то другого, я не могу. Ведь не всегда фактор цены является решающим, а у некоторых качество стоит не на первом месте. Здесь все зависит от конкретного кейса.

Но, по моему мнению, наше преимущество все же в качестве работы и цене. Мы не самый дешевый продакшн — это факт. Но качество работы и уровень подхода, и, конечно, как итог, результат относительно цены, которую мы берем за это, — она, без сомнения, ниже конкурентов. Я не говорю сейчас о рынке фрилансеров и начинающих студий, потому что это совсем другое. На тендере мы дали практически себестоимость производства проекта и проиграли, потому что появились новички, которые предложили реализовать проект за 0 грн — конечно, мы бы бесплатно не работали.

Но кроме цены и качества, я бы выделил еще один момент. Это сервис, который мы предоставляем клиенту во время проекта и после его окончания. Наши клиенты могут задать абсолютно любой вопрос и получат на него ответ на человеческом языке, мы всегда на связи, клиент, работая с нами, не занимается проектом, потому что уровень отчетности и сопровождения на самом высоком уровне.

Многие клиенты ошибаются и считают, что студии будут из них выкручивать все до последней копейки — это миф. Мы, напротив, заинтересованы в том, чтобы клиент получил экспертную оценку, и мы смогли оптимизировать затраты, это наша работа. Неоднократно мы помогаем и рекомендуем, что можно изменить, чтобы стало дешевле. Так, например, количество кадров в секунду 25 или 30, не все понимают разницу и почему расходы на рендер увеличиваются, и мы объясняем это. Или, например, клиент просит сделать в 4к, но в то же время площадка размещения — ТВ, фактически он в 2-2,5 раза переплачивает за качество, которое в итоге не получит, смотря свою рекламу по ТВ.

Сервис — это, в частности, постобслуживание проекта и рекомендации по размещению. Неоднократно клиенты обращаются с просьбой что-либо заменить в рекламе уже после релиза. Поэтому мы храним на облаке проекты более двух лет, прежде чем их удалить. А еще мы для клиентов собираем файлы на жесткие диски и в случае если клиент пожелает с кем-то другим работать, мы в течение недели отдаем все исходные материалы, чтобы они смогли без проблем продолжить работу.

В заключении:

  • Цена (относительно рынка невысокая);
  • Качество (каждый проект для нас особенный, и мы его доводим до эталона);
  • Сервис (клиент получает полное обслуживание во время и после проекта);
  • Клиентоориентированность.
Мы заинтересованы в том, чтобы клиент получил экспертную оценку и мы смогли оптимизировать затраты, это наша работа.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Как рынку продакшна эффективно работать в Украине во время войны? Ваш топ советов.

В целом любому бизнесу сейчас сложно настроить процессы, очень много ограничительных факторов. Но важно понимать, что рынок начинает оживать и соответственно будут расти обороты. Как в целом рекламной отрасли, так и отдельно взятой компании.

Поэтому важно уже готовить почву для дальнейшего развития, искать новых клиентов, помогать развиваться — от успешности сотрудничества напрямую зависит, как часто клиент будет пользоваться вашими услугами.

С точки зрения именно рекомендаций советую вкладывать в будущее, в своих сотрудников, инвестировать в продвижение компании. Продакшн— это люди! Делать больше социально полезных проектов на развитие Украины.

Уделить внимание европейским рынкам, все же там выше цены, а европейские команды не всегда могут конкурировать по параметру качества с украинцами, мы ментально более трудолюбивые и напористые…

Ну и вообще каждому украинскому приближать нашу победу всеми способами и возможностями! После войны экономический рост Украины пойдет только вверх!

От успешности сотрудничества напрямую зависит, как часто клиент будет пользоваться вашими услугами.
Павел Мусин
основатель и руководитель [squád] и NEBO (N380)

Расскажите друзьям про новость