«Незаконный» маркетинг в законе: как вовлечь ЦА смекалкой, а не деньгами
10 Апр 2018, 10:02

«Незаконный» маркетинг в законе: как вовлечь ЦА смекалкой, а не деньгами

Виктория Есауленко, маркетинг-директор юридической фирмы Asters, о партизанском маркетинге и почему стоит использовать приемы исподтишка

Партизанский маркетинг — не значит полу- или незаконный. Этот инструмент помогает добиться максимального результата при минимуме затрат; а профессиональный подход к маркетингу — это не миллионные бюджеты. Это как раз вовлечение целевого потребителя и превращение его в лояльного при оптимальных финансовых вложениях.

Виктория Есауленко
маркетинг-директор юридической фирмы Asters

«Партизанщина» в маркетинге — что это

Партизанский маркетинг (guerrilla marketing) — это малобюджетный креативный способ продвижения продукта при использовании нестандартных, непривычных, неожиданных способов, приёмов и носителей, и как раз его можно и нужно использовать для продвижения тех продуктов, за которыми не стоят весомые корпоративные бюджеты. 

Само понятие «партизанский маркетинг» придумал и описал в своей книге «Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах» Джей Конрад Левинсон в 1983 году, но на самом деле явление существовало задолго до книги.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Явление без понятия

Один из первых известных случаев партизанского маркетинга произошел в 1863 году, когда еще даже слова «маркетинг» не существовало, не говоря уж о его видах. Купец Николай Шустов начал выпускать коньяк и обнаружил, что никому его продукт особо-то не нужен — рынок был заполнен и насыщен. Был придуман хитрый ход: в самые дорогие рестораны заходила группа хорошо одетых молодых господ, они присаживались за стол и: 

— А подайте-ка нам «Шустова»! Да немедля и побольше — две бутылки. А лучше — три! 

— Извините-с, но не имеем мы никакого такого «Шустова»… 

— Как нет «Шустова»?!! Немедленно изволим уходить отсюда!

На следующий день, естественно, управляющий ресторана спешил заказать тот самый коньяк.

Лучший международный кейс

Самый показательный и социально значимый кейс партизанского маркетинга для меня — акция World Wildlife Foundation по спасению панд в Париже в 2008 году. На тот момент в мире оставалось всего лишь чуть больше полторы тысячи панд и исчезновение этих милейших и трогательнейших существ становилось реальной угрозой для мира. 

Как-то утром проснувшись, парижане обнаружили в центре города панд из папье-маше ровно в количестве оставшихся живых. Это подняло знание о проблеме во Франции и в Европе. Зоопарки и ботсады стали просить панд у Китая и ухаживать за ними: все панды мира принадлежат Китаю и китайцы строго следят за уходом и условиями для животных. 

Так вот! В августе 2017 года во Франции родилась первая гигантская панда — мальчик по имени Юань Мэн, что означает «осуществление мечты». Имя ребенку выбирали в Китае, а на церемонии наименования присутствовала жена президента страны Бриджит Макрон и посол Китая. И да, по приблизительным подсчетам в мире уже почти пять тысяч панд.

   

Лучший украинский кейс

В Украине лучшим примером партизанщины для меня является кейс паба Beer Point. Когда Украине дали безвиз с Евросоюзом, представители паба сначала официально, письмом, пригласили всех депутатов Европарламента на бесплатное пиво в Beer Point, а потом установили напротив Европарламента несколько ситилайтов с приглашением на пиво пожизненно! 

Более того, в Киеве ребята предложили всем, у кого осталась ненужная уже шангенская виза, моральную компенсацию в виде бокала бельгийского пива

Охват был колоссальным, вирусность зашкаливала и восторг потребителей превысил все ожидания. Как и посещаемость, и прибыльность паба.

Креаторы из «Кинографа» рассказали, как придумали и реализовали активацию для Beer Point и как удивились общественному резонансу. 

Личный кейс

Я работала директором по продвижению сетевой радиостанции Europa Plus, ныне почившей в Украине. В июне 2006 года в Киев заглянула супер-гиперпопулярная на тот момент группа The Black Eyed Peas, которая: а) абсолютно вписывалась в формат нашей радиостанции, б) организатором гастролей был собственник конкурирующей радиостанции. 

Мы, ничтоже сумнящеся, выпускаем несколько тысяч флажков. С одной стороны изображение группы и название, с другой — лого радиостанции; и вместе с сотрудниками своего отдела и десятком студентов раздаем эти флажки идущим на концерт в Дворец спорта. 

Да, «Просто радио» было на баннерах и экранах Дворца, но практически все гости концерта были с флажками от Europa Plus.

Партизанский маркетинг для персонального успеха

Как можно воспользоваться партизанским маркетингом лично для себя? В 2014 году осенью я училась в Школе тренеров и со мной там училась тезка, беженка из Луганска. Она и мама убежали с чемоданом на машине, в Киеве жили на съемной квартире, и Вика, не смотря на все старания, несколько месяцев не могла найти работу: в Луганске она была HR-директором крупной промышленной корпорации. 

В один прекрасный день Вика опубликовала у себя в Facebook и LinkedIn свое резюме в виде инфографики с просьбой о репосте. Инфографика тогда только появилась, была чем-то инновационным и очень интересным. Резюме было сделано настолько профессионально и действительно красиво, что принесло больше сотни репостов, и уже через неделю Вика получила предложение и стала HR-директором крупного национального банка. 

Если вам нужно что-то донести до сознания целевого потребителя, будь то услуга, товар или вы сами — пользуйтесь партизанским маркетингом. Если идея будет свежей и забавной, то сто процентов уйдет в массы и поможет вам достучаться до нужных людей.

Партизанский маркетинг включает в себя подвиды — вирусный маркетинг, эмбиент медиа (ambient media), скрытый маркетинг, эпатажный маркетинг — но чем и как они между собой отличаются, мы разберемся в следующий раз.

Читайте о партизанщине в жизни и на работе — подборка нетривиальных истин от Даниила Че, основателя агентства партизанского маркетинга CHE-guerrilla marketing. 

Расскажите друзьям про новость