«От коммуникаций для продвижения — к коммуникациям для изменения»‎: подведение итогов SHKALA
26 Июл 2019, 13:57

«От коммуникаций для продвижения — к коммуникациям для изменения»‎: подведение итогов SHKALA

Интервью о главных результатах, ошибках и инсайтах Форума с организаторами SHKALA, Анастасией Нуржинской, эксперткой по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, и Анной Суходольской, руководительницей программ коммуникаций и развития ЮНИСЕФ в Украине

Организаторы SHKALA, Анастасия Нуржинская, экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, Анна Суходольская, руководительница программ коммуникаций и развития ЮНИСЕФ в Украине, рассказали о своих ощущениях от Форума, ожиданиях vs реальности, допущенных ошибках и вынесенных инсайтах. И ответили на два волнующих многих вопроса: сформирован ли сектор социальных коммуникаций в Украине и быть ли продолжению SHKALA.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Итак, Форум состоялся. 84 спикера. 460 представителей украинских общественных организаций. Как ощущения?

Ощущения, что мы впервые собрали вместе тех, кто занимается коммуникациями для социальных изменений, что этот сектор сформировался в Украине. Раньше мы говорили в основном о коммуникациях в коммерческом секторе, теперь мы начали говорить о том, что у нас есть сильное гражданское общество со своими коммуникациями.

Ощущения, что мы начали продвигать совсем новую тему, что коммуникации — это инструмент, не только поддерживающий какую-то политику или стратегию развития государства, или инструмент, с помощью которого мы говорим о том, что было сделано. Мы приходим к пониманию, что коммуникации влияют на поведение и становятся частью решения социальных вопросов. 

Ощущения, что мы сделали шаг в сторону того, чтобы об этой теме начали говорить в Украине, потому что она нам, возможно, даже нужнее, чем развитым странам. Почему британцы думают о том, как сэкономить, чтобы не делать дорогие масштабные инфокампании, а использовать выверенные, научно доказанные инструменты? Почему они экономят, а мы — нет? Почему они интегрируют вопросы эффективных коммуникаций в сферах работы их правительства и общественных организаций? Потому что они хотят снизить уровень социального напряжения. А мы пока не так активно используем эти инструменты, хотя у нас уровень социального напряжения намного выше. 

Хорошо было увидеть кейсы, которые в Украине уже есть, и дать инструменты на следующий год всем, кто был на Форуме, чтобы они могли эффективно управлять своими коммуникациями. 

Ваши первые мысли на следующий день после Форума.

Мысли о планировании следующего Форума.

Мысли о том, что можно было сделать лучше, что можно будет сделать по-другому в следующий раз.

Благодарность тем, кто принимал участие в организации, и тем, кто выступал с докладами. Благодарность коллегам, которые пришли, которые хотят расти и живут социальными проектами. 


Ожидания/реальность: что совпало, а что — нет? Почему? 

Я немного боялась, что участники могут не полностью понять экспертизу иностранных спикеров в поведенческой науке. Но на самом деле я слышала позитивные отзывы про мастер-класс и их выступления, несмотря на то, что тематики их докладов были не совсем традиционные, не в стиле «как продвигать проект с помощью диджитал-инструментов». Я боялась, что могут не понять, как это применять. Но тут реальность превысила ожидания.

Также немного боялась, будет ли достаточно кейсов. Но в итоге подалось более 50 кейсов, и все они были о социальных изменениях.

Был большой интерес со стороны участников, очень много людей регистрировалось. Здесь было ожидание, что мы отберем определенное количество людей, которое придет и будет сидеть от начала и до конца все два дня. На самом деле нет — люди приходили и уходили, кто-то не пришел вообще, кто-то пришел вместо кого-то. Поэтому здесь я бы была гибче в выборе помещения, чтобы оно не сковывало нас в количестве участников, и была возможность делать более разнообразные форматы выступлений спикеров.

Я знаю, что в мире проходит 2-3 ключевых мероприятия по поведенческим и социальным коммуникациям, я их отмечаю в календаре, я не забываю о них и я точно на них приезжаю. Я бы хотела, чтобы и наше мероприятие стало постоянным и обязательным для посещения тем, кто занимается этой темой. И чтобы они использовали наши материалы — презентации, видео, которые мы порезали в формате коротких видеолекций, чтобы было удобно их смотреть. Это учебный материал, которым можно пользоваться постоянно. 

Мы приходим к пониманию, что коммуникации влияют на поведение и становятся частью решения социальных вопросов.

Анастасия Нуржинская
Экспертка по коммуникациям Проекта ЕС для гражданского общества в Украине, независимый PR-эксперт по вопросам коммуникаций в международных организациях

Какие основные ошибки, по вашему, были допущены? И почему?

В следующий раз мы будем искать помещение больше и дадим большему количеству людей возможность прийти. В этот раз нам пришлось многим отказывать, потому что мы понимали, что все желающие не поместятся.

Также ошибка была в том, что мы сделали фиксированное расписание. Я поняла, что нужно объявлять потоки и давать людям возможность ходить на интересующие их темы. Нужно быть гибче в формировании расписания и давать больше времени на нетворкинг. Наша программа была очень насыщенной, это был нескончаемый поток выступлений, а люди хотели свободное время для того, чтобы раззнакомиться, пообщаться. Поэтому в следующем году мы больше внимание уделим модерированному нетворкингу в самых интересных форматах, например, спиддейтинг или возможность обсуждения тем в группах между самими участниками. 

Также панельные дискуссии не дали возможности спикерам полностью выразить свои мысли и отобразить тему. Возможно, в следующий раз мы сделаем отраслевые дискуссии, не панель с 5-6 участниками, а круглый стол, за которым соберутся ключевые игроки в маркетинге или креативе, например, чтобы это вовлекло больше людей в зале. 

Топ-5 инсайтов после Форума SHKALA. 

1. Мы уходим от коммуникаций для продвижения и идем в коммуникации, которые помогают решать социальные проблемы. Другими словами, от коммуникаций для продвижения — к коммуникациям для изменения. 

2. Мы используем доказательные научные методы. 

3. Мы понимаем, что коммуникации для социальных изменений очень важны для Украины. Это то, о чем уже не надо спорить, хотя до этого считалось, что добру (социальным проектам) пиар не нужен. 

4. У нас есть очень много качественных примеров и кейсов, с которыми мы можем идти в мир и передавать опыт. Да, классно учиться у других, но нам точно есть, чем поделиться. Вызовы, которые стоят перед Украиной, достаточно уникальны, они не везде есть. К тому же наши кейсы в социальной тематике получают международные премии. 

5. Гражданский сектор должен начать использовать все инструменты маркетинга, и это должно происходить на моменте формирования самого «продукта» (проекта/стратегии решения социальной проблемы), а не добавляться как функция по промо.

Итак, увидев, сколько людей пришло впитывать информацию о коммуникациях для социальных и поведенческих изменений, какой вывод можете сделать о готовности в Украине изучать эту тему? 

Мое наблюдение, что гражданский сектор динамично развивается и уже приходит к тому, чтобы делать качественные коммуникации. Для этого, конечно же, требуется экспертиза, знания, опыт. В то же время я наблюдаю, что индустрия становится более открытой и заинтересованной в социальных темах. Таким образом, у нас сходятся потребности с возможностями, и тут наш Форум служит платформой и ресурсом для знаний, примеров и обмена опытом в поведенческих коммуникациях.

А чего еще не хватает нашей стране, чтобы об этом говорили больше, громче, креативнее? 

Делать больше качественных и эффективных коммуникаций. Таких, которые имеют доказательную базу и реальный результат. Я придерживаюсь мнения, что результат говорит сам за себя, поэтому показывать и громко рассказывать будет что, когда будут реальные результаты. Мне не нравится тенденция в Украине — кто первый заявит о чем-то громко, того и правда. Если что-то назвали «результатом», то так оно и есть. Нет, результат есть только тогда, когда это наблюдается в изменении поведения, практике, отношении, увеличенном спросе и предоставлении качественной услуги, и когда все эти параметры измерены доказательно.

Продолжению SHKALA v2.0 быть? На чем сфокусируетесь более пристально? 

Очень хочется продолжения. Мы с командой размышляем над новыми партнерами, темами. Форум совмещает приятное с полезным — показывает достижения сектора и учит новому. Поэтому хочется сделать формат, который эффективно сработает и будет полезным для разных аудиторий: гражданского и государственного секторов, коммерческих компаний, коммуникационной индустрии.

Какими еще форматами, помимо Форума, планируете продвигать тему коммуникаций для социальных и поведенческих изменений? 

Мы разрабатываем новые темы и придумываем новые подходы. Мы привлекаем лучших международных экспертов для того, чтобы в Украине создавать и реализовывать коммуникационные программы мирового уровня. И в то же время мы работаем с национальными компаниями и ГО, которые наиболее сильные на рынке и развивают свою экспертизу в социальных коммуникациях.

Результат есть только тогда, когда это наблюдается в изменении поведения, практике, отношении, увеличенном спросе и предоставлении качественной услуги, и когда все эти параметры измерены доказательно.

Анна Суходольськая
Руководитель программ коммуникации и развития ЮНИСЕФ в Украине

Расскажите друзьям про новость