Осенью цены на наружку вырастут на 15%
Спровоцированное ЕВРО 2012 освобождение центра Киева от рекламных щитов, неизменно приведет к росту цен на размещение уже в самое в самое ближайшее время. 2011 год для отрасли ознаменуется и еще одним событием — созданием Индустриального комитета наружной рекламы.
О том, как эти события повлияют на рынок, когда наружная реклама перейдет к продаже по рейтингам, и чего ожидать рекламодателям в грядущем бизнес-сезоне MMR узнал у Олега Невельчука, генерального директора ГК «РТМ-Украина»
Олег, какова сейчас заполняемость плоскостей?
Заполняемость сетей радует операторов. Основные бюджетообразующие для нашей компании города в этом году достигли уровня заполняемости не менее 85 %.
Очевидно, что спрос на наружную рекламу стабилен и эта стабильность подкрепляется устойчивой тенденцией роста. Если в прошлом году высокая заполняемость сетей была обусловлена послекризисной стоимостью, то уже 2-ое полугодие прошлого года и 1-ое полугодие нынешнего свидетельствуют именно о тенденции роста объемов рекламных бюджетов в части наружки. За этот период стоимость поднималась дважды, в среднем на 10 % оба раза.
Каким ожидается осеннее повышение цен на наружку?
Прогноз — плюс 10-15 % к нынешней стоимости с осени этого года. Основания для этого как общерыночные по стране, так и увеличение значения соотношения спроса к предложению в наружке: набирают обороты процессы очистки центральных частей городов от обилия щитов, приведения их к нормальному европейскому виду.
Еще год назад операторы, находящиеся в тесном диалоге с городскими властями, понимали неизбежность этих процессов, о чем информировали отрасль в декабре на Круглом столе, организованном Всеукраинской рекламной коалицией по их инициативе.
Тогда сложилась ситуация, что, только придя в себя от удара финансового кризиса, во время которого наружка упала ниже уровня рентабельности, операторы вынуждены были принять второй удар: убрать щиты, заплатив за это деньги; сократить объемы кампаний, недополучив от рекламодателей деньги; заказать проекты реконструкции и паспорта улиц, уплатив за это большие деньги; купить европейские конструкции, установить их и запустить, заплатив за это очень большие деньги.
Каков объем таких инвестиций?
Предварительная оценка необходимых вложений, например, для нашей компании (на эту сумму скорректированы текущий и следующий бюджеты) составила от 2,5 до 3 млн долларов до конца 2012-го года.
Так вот, еще в прошлом году операторы открыто пытались объяснить клиентам, что цена на наши услуги не сможет остаться на прежнем уровне. Большей частью прогрессивных клиентов наши доводы были услышаны.
Подготовка к ЕВРО 2012 сказывается на вашем медиа?
Европейский чемпионат во многом и стал катализатором всех процессов по реконструкции улиц и площадей в принимающих городах, что естественно, в первую очередь, потребовало наведения порядка в наружной рекламе, о чем я сказал выше.
Во исполнение обязательств государства большая часть рекламных площадей на период проведения ЕВРО будет передана собственно рекламе Чемпионата и его прямых спонсоров. То, как будет освещаться ЕВРО 2012, сформирует престиж нашего государства.
Поэтому ожидаем, что в период весна-лето 2012 года наружка будет востребованной. А если учесть факт сокращение количества и формата инвентаря в центре городов, спрос на наружную рекламу может быть пиковым за последнее время.
Это может вызвать ажиотаж на рынке?
Не думаю, рекламоносителей в городах достаточно, они охватывают все микрорайоны, все целевые аудитории, и мы предоставим клиентам достаточно возможностей.
Какие еще важные процессы сейчас происходят в отрасли? Чем будет отмечен новый бизнес-сезон?
Главное событие 2011-го года — создание и начало работы Индустриального комитета наружной рекламы. Уже в ближайшие недели ожидаем старт презентационных и обучающих мероприятий по Украине, начало действия контракта с победителем тендера и еще много нового для нашей отрасли.
Не стесняюсь и не боюсь предположить, что для наружной рекламы страны формирование ее Индустриального комитета — второе по исторической важности событие, если первым считать начало работы в Украине данной отрасли как таковой.
Сейчас наружная реклама находится на том этапе, когда формируется совершенно новая платформа для системной работы всей отрасли, открывающей огромный потенциал.
В чем новизна?
Основа процессов — стандартизация измерений и мониторинга, взаимоотношений внутри отрасли, отрасли и ее клиентов, сервисов, парка инвентаря, его качества. Это создание и введение в оборот так называемой «единой валюты» в отрасли, которая даст возможность принципиально изменить систему продаж.
Речь идет о переходе на продажи по рейтингам, как на ТВ?
Да, уверен, что через полтора-два года наружная реклама в большей массе перейдет к продаже по рейтингам и пакетным продажам.
А позже неизбежно эти процессы станут стартовой площадкой интеграции в отрасли, появления крупных сейлз-хаусов. Знаю, что небольшие «тренировки» проходят и уже сейчас дают очень интересные результаты.