Один из вымирающих динозавров
Норвежский оператор Джон Кристиан Розенланд (John Christian Rosenlund) прилетел в Киев всего на несколько дней, чтобы снять новый социальный ролик против ксенофобии. В интервью MMR он делится впечатлениями о съемках, сотрудничестве с украинским рекламным агентством, взглядом на производство роликов и значение социальной рекламы. Джон Кристиан Розенланд снимает рекламу уже более 25 лет. В его багаже более чем 300 работ для польского, английского, французского, итальянского, немецкого, голландского, шведского, японского, американского и норвежского рекламных рынков. Об особенностях своей работы в Европе и Украине он рассказывает в интервью ММР.Джон Кристиан, как вы выбираете клиентов? Я очень редко рассуждаю с позиции выбора клиента — скорее, я выбираю топ-менеджеров компании или продукт, нежели клиента. Другими словами — тех людей, с которыми я давно поддерживаю отношения, уважаю и ценю за их талант. Для меня также важен продукт, потому что я один из тех «вымирающих динозавров», для которых главное — быть вовлеченным в работу как технически, так и творчески. Чтобы быть по-настоящему вовлеченным, мне нужно уважать продукт, который я продаю.Что важно для успеха тандема «режиссер-оператор»? Уважение к стилю работы друг друга. Отношения, которые помогают развиваться каждой личности в тех сферах, в которые мы боимся идти по отдельности, но осмеливаемся сделать это вместе.Вы интересуетесь коммерческими результатами вашей работы? Конечно — почти всегда… (смеется). Это ваша первая съемка в Украине? Как зарубежные операторы попадают на украинский рынок? Да, это моя первая работа в Украине. Причиной стал режиссер Брюс Паррамор (Bruce Parramore), который порекомендовал меня продакшну Lime Lite Studio. Я рад, что мое творчество им понравилось, и они пригласили меня поработать вместе с Брюсом. Кстати, он немного приврал им о моих талантах и смог убедить клиента, какой я хороший оператор. Мы с Брюсом работали вместе много-много раз за последние 10 лет. Но последний год я был на съемках художественных фильмов, так что работа в Украине — наш первый совместный проект за долгое время. Брюс — один из моих любимых режиссеров. Украинская продакшн-команда отличается от зарубежной? Если да — то как именно? С какими сложностями вы столкнулись в Украине? Ничем не отличается. Все, как и везде. Я очень доволен работой с продакшн-студией Lime Lite Studio, рекламным агентством Leo Burnett и клиентом. Я — такой же, как другие люди вокруг меня, и считаю, что успех или неуспех съемочного процесса зависит от командной работы. Креатив — это, прежде всего, сотрудничество. Все должны работать в очень тесном контакте — от разработчиков концепции рекламного ролика в агентстве до звукооператора и аранжировщика. Успеха можно достичь, только когда вся команда выкладывается на 100%. Хорошие, плохие, агрессивные, умные или глупые люди есть везде. Именно потому считаю, что наиболее важной составляющей успеха является позитивное мышление. Во время работы над роликом чего-чего, а позитива было очень много, очень весело и очень продуктивно работалось. Мы сделали ролик в очень сжатые сроки, команда отлично подготовилась. И это несмотря на то, что Украина имеет очень короткую историю развития рекламного бизнеса в сравнении, например, с Британией. Считаю, что очень многое здесь еще должно измениться, и в следующий раз, если я буду работать с украинской командой, все будет еще лучше.Назовите три своих лучших продукта за последние год-полтора, те, которыми вы гордитесь? Честно говоря, я не знаю. Последний год-полтора я был полностью занят работой над двумя фильмами. Это было одновременно и приятно, и обременительно. Эти работы не относятся к рекламным роликам, хоть я и люблю работать в этой области. Истинное удовольствие мне приносит документальное кино. Я не просто запомнил эти работы, они сильно повлияли на мое мировоззрение. Существует ли разница между работой над рекламным роликом и кино? Конечно! В кино мы идем за сюжетом, и это всегда проект, на создание которого нужно потратить уйму времени. И оно того стоит! В рекламе сюжет тоже важен, но кроме него, техническая сторона играет большую роль, потому что вся работа может занять всего от одного до 10 дней. Мне всегда нравились ролики, в которых приходится прибегать к нестандартным и высокотехнологическим решениям. На своем пути художник должен постоянно совершенствоваться в процессе создания чего-то нового. Повторение или использование уже существующих приемов можно интересно обыгрывать в жанровых роликах. Реклама продает продукт, а кино рассказывает человеческие истории. Часто я чувствую, что энергетика на съемках кино другая — в ней меньше пахнет деньгами, а больше проявляется творчество. Но, конечно, бывают исключения. Например, социальный ролик «Ксенофобия», который мы делали совместно с Lime Lite Studio для Leo Burnett. Социальная реклама крайне важна, поскольку некоторые проблемные вещи часто даже не обсуждаются в обществе. Поэтому те, кто слышат социальный призыв в рекламе, нередко ему следуют. Художественное воплощение этой истории было гораздо важнее, чем деньги (вся команда работала добровольно и бесплатно). Награды Kosmorama, Trondheim Intern. Filmfest, Первый приз, «Лучший оператор», 2006Kosmorama, Trondheim Intern. Filmfest, Специальный приз, 2006The Kodak Award in Norway, «Оператор года», 2006Hamton Film festival , New York., The Kodak Award, 2006, «Лучший кинематографист»Gothenburg Film festival, Kodak Nordic Vision Award, 2002The International Film Camera festival, «Серебряная камера», 1999Приз жюри факультета драмы, телевидения и киноискусства (г. Битола, Македония), приз зрительских симпатий, 1999 Справка Джон Кристиан Розенланд В 15-летнем возрасте создал собственную звуковую студию, в которой в 1979-1984 гг. пробовал свои силы в качестве звукорежиссера. В это же время он выступал в качестве актера в театре Рогаланда (Rogaland Theatre). С 1986 года Розенланд работает оператором на Норвежском Национальном Телеканале (NRK), снимая телепередачи и документальные телефильмы. Первые фильмы снимал на 8-миллиметровую пленку. В 2000 году — первая операторская работа с 16-дюймовой пленкой. Эта работа в 2002 году получила Nordic Kodak Vision Camera award. Сегодня он гостевой лектор в Statens Kunstakademi (Высшая художественная академия Норвегии), член жюри Международного операторского фестиваля в г. Битола, (Македония), вице-президент Общества норвежских операторов и фотографов. Кроме этого, Джон Кристиан Розенланд — автор дизайна освещения Норвежского Национального Театра.