Одесса без наружной рекламы
Снежана Иовчева, и.о. директора Бюро эстетики городской среды и наружной рекламы, объясняет такие меры необходимостью усилить контроль за размещением рекламы, в которой город практически утопает, и сохранить привлекательность Одессы. «Четкие требования по размещению рекламы, которые прописаны в новой редакции правил, позволят, в первую очередь, сохранить памятники архитектуры»,— отмечает она.
Также правила вводят ряд новых видов тарифов: за «рекламное средство, которое перемещается физическим лицом» (10 грн./день), за пневмостенд (450 грн./мес.), за графическую (лазерную) проекционную установку (2,3 тыс. грн./мес.). За стандартные рекламные носители плата составляет от 35 грн. (реклама на внешних поверхностях домов и сооружений площадью более 80 кв. м), до 200 грн. (видеоборды) за 1 кв. м проекции на землю. В среднем повышение расценок составило около 30-40%.
По объему рынка наружной рекламы Одесса — второй после Киева город. По данным компании Ukrainian Media Monitor, в начале года в «жемчужине у моря» насчитывалось более 6,55 тыс. плоскостей площадью более 2 кв. м, из которых 47,9% составляли плоскости формата >= 18 кв. м. Запрет на крупноформатную рекламу приведет к демонтажу более 3 тыс. плоскостей. Но городские власти, видимо, не очень пугает перспектива потери бюджетных поступлений, ведь недавно был завершен конкурс на комплексное оборудование зоны Порто-франко объектами уличной мебели. По решению областного хозсуда официальный победитель пока не оглашен. Но, как писали «і», фаворитом является группа «Одесская уличная мебель» (за которой стоит французская рекламная группа JCDecaux), обещающая в течении года инвестировать $20 млн. в благоустройство Одессы и заплатить городу еще $23 млн. за право 15 лет работать в центре.
За операторами остается право на установку плоскостей сити-формата. Собственник рекламоносителя обязан предоставить в составе эскиза конструкции решение в виде технической документации с расчетами и выводами относительно надежности и безопасности объекта наружной рекламы. Выводы эти будет платно делать одно из коммунальных предприятий города. Таким образом, установка каждого нового носителя будет зависеть от симпатий чиновников.
Рекламисты не выступают против ограничения форматов. Но их возмущает несоответствие некоторых пунктов документа положениям Типовых правил. «В новой редакции — масса нарушений, связанных с дополнительными причинами для отказа выдачи разрешений, для отказа в установлении приоритета и продлении сроков действия договоров. Но эта болезнь — общая для чиновников всех городов, которые хотят максимально контролировать рекламу и ставить предпринимателей в зависимость от их воли»,— говорит исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы (АНРУ) Роман Паламарчук. По его словам, АНРУ направила обращения в Генпрокуратуру и Госкомпредпринимательства и может добиваться отмены одесских правил в судебном порядке. Только предстоящая тяжба может отсрочить агонию одесских билбордов в центре города, хотя их судьба уже фактически предрешена.