О чем молчат пиарщики
Характерной чертой украинского PR-рынка является отсутствие широкой профессиональной дискуссии. Те площадки и форматы, в которых она может осуществляться, мало привлекают крупных игроков рынка и PR-специалистов больших компаний. Небольшой круг людей уже который год обсуждает одни и те же вопросы (исключение отчасти составляет Европейский PR-конгресс). А рынок тем временем не стоит на месте. Какие есть площадки для общения украинских PR-специалистов? Два более-менее крупных мероприятия в году — PR-фестиваль от PR-лиги и PR-конгресс от UAPR, до десяти профильных сайтов, примерно столько же блогов, и 3-4 маркетинговых издания, где есть рубрики о PR. Отрасль PR не имеет полноценного специализированного издания, практически нет и журналистов, разбирающихся в PR-рынке и способных адекватно освещать происходящие на нем события.Другой аргумент в пользу тезиса о неразвитости профессиональной дискуссии — это обсуждаемые темы. Большинство дискуссий не выходят за рамки почти классического «платить или не платить». При всей важности вопроса и уважении к этическому кодексу, выступать на круглых столах, посвященных этому, скоро перестанут даже те, кто делает это уже десятилетие.С появлением блога PrWeb стали много говорить о взаимоотношениях пиарщиков и журналистов, что, без сомнения, позитивно. Пусть не всегда поливания грязью друг друга можно дочитать до конца, но в этом споре иногда рождается истина.К большому сожалению, на этом перечень дискуссионных тем заканчивается. Хотя поговорить пиарщикам явно есть о чем.Во-первых, о бизнесе. В прошлом году было предпринято несколько попыток подсчитать объем рынка PR, но мало кто может хотя бы примерно оценить обороты игроков — чье влияние на рынок реально, а чье — только воображаемо. А ведь оборот — по сути, единственный на сегодняшний день объективный критерий ранжирования PR-агентств. К теме бизнеса без лишних колебаний можно также отнести ценообразование, бюджеты, тендеры, клиентов и подрядчиков, и т.д. Да и в регионах жизнь существует.Во-вторых, интересно поговорить о технологиях. Почему-то принято считать, что самое важное в PR — это антикризис, хотя в бизнесе агентств и в практике компаний он занимает от силы 5-10%. Достаточно взять перечень услуг (пусть даже самый фантастический) любого PR-агентства — и вот отличный список тем для статьи, круглого стола и конференции. PR первого лица, продвижение в интернет, особенности PR в различных отраслях (B2B, ритейл, pharma, fashion и т.д.), взаимодействие с госорганами, PR самих госорганов — по любой из этих тем можно найти грамотных экспертов с солидным перечнем проектов. Никто, конечно, не захочет раскрывать свои ноу-хау и учить конкурентов, но в определенных форматах обмен опытом был бы интересен всем.Редко кто вспоминает и о кадрах. А ведь для PR-рынка эта проблема очень велика, поскольку найти выпускника вуза, обладающего необходимыми знаниями, или человека с опытом на вменяемые деньги, очень сложно. Каждое агентство вынуждено решать эту проблему самостоятельно.Еще одной важной темой, весьма интересной PR-специалистам, является взгляд на их работу со стороны. PR не живет изолировано — о нем кроме журналистов что-то думает маркетинг, топ-менеджмент, акционеры. Каждый из них по-своему видит задачи, которые PR может решить для него. И чем лучше мы будем понимать их мышление, тем проще нам будет продавать услуги или выполнять должностные обязанности.Но пока обо всем этом мало кто говорит. Специалистам, которым есть что сказать, не меняющиеся годами темы обсуждений мало интересны. Но именно на таких людей будут приходить участники круглых столов и читатели журналов. А пока они молча реализуют свои проекты и зарабатывают деньги, а кто-то в это время побеждает в рейтингах упоминаемости. Так и живем.Дмитрий Кисилевский, group account director PR агентства Noblet Media CIS