Нужно ли говорить с сотрудниками о возможной военной угрозе? И как это правильно делать?
10 Фев 2022, 12:33
PR

Нужно ли говорить с сотрудниками о возможной военной угрозе? И как это правильно делать?

Украинцы уже несколько месяцев работают и живут с «русской рулеткой» у виска. Эмоциональное напряжение зашкаливает. В условиях неопределенности и тревоги сложно принимать взвешенные решения или генерировать новые креативные идеи.

Именно поэтому коммуникация становится критически важной в этот период. Ее главные задачи:

#1 — снизить неопределенность, уменьшить страх и купировать возможную панику

Необходимо помочь сотрудникам ощутить хоть какую-то почву под ногами. Мы все уже проходили подобную ситуацию во время локдаунов. В 2020 году, по исследованиям Edelman Trust Barometer, 63% респондентов ожидали от работодателя ежедневной информации о пандемии, еще 20% хотели видеть ее несколько раз в день. 62% считали сообщения работодателей наиболее достоверным источником информации о коронавирусе.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
65% украинцев не получали никаких указаний, как вести себя в случае возможной эскалации конфликта.

На сегодня, по результатам исследования Gradus, 65% украинцев не получали никаких указаний, как вести себя в случае возможной эскалации конфликта, 24% ждут, что об этом плане расскажут работодатели, 10% заинтересовано в позиции собственника относительно ситуации. 

Исследования ain.ua (выборка составила 553 человека) говорят о том, что только 30,2% опрошенным руководство компании сообщило о наличии плана на случай военного наступления, при этом только в 19,7% были проговорены детали этого плана.

# 2 — убрать информационный вакуум и подавить на корню слухи 

Какой бы не была демократичной атмосфера в коллективе, не всегда сотрудники готовы задать прямые вопросы руководству. А если информации недостает, начинают появляться домыслы, слухи, манипуляции. Информационный вакуум не может существовать, он обязательно будет заполнен. И как правило, совсем не той информацией, которую вы хотели бы услышать.

Как правильно коммуницировать?

Основное правило — коммуникация должна быть своевременной, последовательной и честной.

В заявлении дайте ответы на вопросы:

  • Что происходит?
  • Насколько сильно стоит волноваться?
  • Что мы, как компания, делаем? Каков наш план?
  • Что нужно сделать сотрудникам? 

Расскажите, что компания следит за ситуацией и делает все возможное, чтобы обеспечить стабильную работу при любом развитии ситуации. 

Сделайте это в наиболее простой форме, максимально доступными словами, так чтобы месседж был понятен каждому, начиная от клининга, заканчивая топ-менеджментом. Подкрепите заявление конкретными цифрами и фактами.

Например, одна из киевских школ составила детальный план, что и как делать во всех критических случаях, в частности, если пропадет любая связь. И разослала инструкцию родителям. Позиция заведения следующая: никто не поддается панике, но лучше быть готовым, чем игнорировать возможную угрозу, даже если вероятность ее составляет 1%. 

Открытая и честная позиция

Мы живем в абсолютно непредсказуемом мире, черные лебеди летают уже не по одиночке, а целыми стаями. Именно поэтому коммуникация должна быть релеватной ситуации — стоит соблюдать разумный баланс: не паника, но и не оголтелый оптимизм. Не приукрашивайте действительность, рассказывая, что угрозы нет, озвучьте все возможные риски. 

KSE Institute, вместе с приглашенными экспертами, еще в январе разработал три сценария военного наступления, в котором прописал экономические риски и риски безопасности для компаний. Документ подготовлен на основе проверенных данных и информации из надежных источников — его смело можно брать за основу разработки собственного кризисного плана и коммуникации с сотрудниками.

Не говорите о том, в чем не уверены на 100%

Еще одно полезное правило — не стоит предполагать того, о чем не знаете достоверно и разбрасываться фразами «полномасштабного нападения 100% не будет» или «война неизбежна». Подобные заявления выглядят голословными, если вы не военный эксперт, не владеете разведданными и не готовы проиллюстрировать их конкретной аналитикой.

Лучше честно и открыто рассказать о возможных рисках и угрозах. Однако сделать это необходимо максимально осторожно, чтобы не спровоцировать панику. 

Так, недавно крупная платформа для фрилансеров Upwork разослала письма о «геополитическом напряжении», чем вызвала шквал негатива со стороны фрилансеров

Изначальная идея была вроде бы неплохой. В письме компания подготовила полезные советы и рекомендации по работе в условиях угрозы нападения. Но проблема состояла в том, что Upwork недвузначно намекнула — исполнители из Украины могут иметь проблемы с выполнением обязательств перед заказчиками. Рассылка вызвала волну возмущений, фрилансеры стали жаловаться на потерю клиентов.

Согласованный информационный поток

Не стоит в одном сообщении говорить о «шашлыках в мае», а в другом, что «Харьков, возможно, захватят». Согласованная и последовательная позиция — ваш залог успеха.

Барбара Рейнольдс, представитель Центра контроля заболеваний, считает, что «панику вызывают не плохие новости как таковые; скорее причиной являются противоречащие друг другу сообщения…» .

Убедитесь, что все топ-менеджеры компании понимают и озвучивают одни и те же ключевые коммуникационные сообщения.

Именно в этом случае люди считают, что от них скрывают информацию, и нельзя доверять источнику. Убедитесь, что все топ-менеджеры компании понимают и озвучивают одни и те же ключевые коммуникационные сообщения, доносят единую, четкую и ясную позицию. 

Кому и в каких каналах вещать?

Чем серьезнее проблема, тем выше должна быть должность спикера, озвучивающего ее.

Непреложное правило — чем серьезнее проблема, тем выше должна быть должность спикера, озвучивающего ее. Спокойствие и уравновешенность топ-менеджера поддержит тех, кто подвержен панике.

Прекрасный пример подобной коммуникации — письмо Ярослава Ажнюка, CEO компании Petcube. Честно и откровенно — «я не знаю, как будут развиваться события, но мы должны быть готовы к худшему и иметь план», своевременно (письмо было подготовлено еще в середине января) и с эмпатией.

Лучший способ коммуникации — конечно же, встретиться с сотрудниками лично, но если нет такой возможности, подойдет письмо или видеообращение. Используйте все возможные каналы для его распространения: электронная почта, корпоративные месенджеры, телеграм-каналы, дайджесты компании. Сделайте все возможное для того, чтобы каждый сотрудник увидел обращение.

Другие полезные советы

1. Инструкции по информационной гигиене. 

В условиях инфовирусов, фейков, системных кампаний по дезинформации стоит научить сотрудников проверять информацию, анализировать ее и использовать достоверные источники информации. 

  • Сделайте памятку о надежных СМИ. Институт массовой информации раз в полгода проводит мониторинг онлайн-медиа и составляет Белый список самых качественных изданий Украины, он смело может стать основой документа.
  • Проведите тренинг по информационной гигиене.
  • Расскажите, как вести себя в соцсетях и почему нельзя ретранслировать панические месседжи.

2. Подготовьте план кризисной коммуникации со всем пакетом

Сделать это заранее гораздо проще, чем потом впопыхах готовить пресс-материалы.

3. Что еще можно сделать дополнительно?

По исследованиям Gradus, в случае эскалации, 18% работников ожидает от работодателя благотворительной активности по помощи фронту, а 16% — тренингов по медбезопасности.

  • Подготовьте план по КСО-инициативам, которые вы можете запустить уже сейчас.
  • Продумайте, возможно стоит организовать курсы первой медицинской помощи, если у сотрудников есть такой запрос, тем более они могут быть полезны в любых ситуациях.

Киевская торгово-промышленная палата, например, подготовила и раздала сотрудникам аптечки и памятки, что делать в случае нападения, что положить в тревожный чемоданчик.

  • Проведите вебинар или тренинг с психологом, как правильно справиться с эмоциональным напряжением и тревогой.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость