Появление в стране совершенно нового информационного телевизионного канала, созданного без участия известных всем олигархических групп, само по себе событие удивительное. А если еще вспомнить, что основная подготовка к запуску и первый выход в эфир «Апостроф TV» совпали с разгаром коронавирсуной эпидемии — то это тем более не может не вызывать уважения к людям, сумевшим реализовать эту идею. Сегодня, спустя четыре месяца после старта, телеканал регулярно запускает новые программы, привлекает в эфир все больше интересных спикеров и уверенно прирастает аудиторией. Доказывая тем самым, что никакой коронавирус не станет помехой, если за дело берется высокопрофессиональный, а главное — сплоченный коллектив талантливых людей.
О том, как удалось воплотить в жизнь столь непростую задачу, нашему изданию рассказали основатель «Апостроф TV» Василий ФИЛИПЧУК и генеральный продюсер телеканала Ирина КОРОЛЬ.
Дню запуска нового информационно-аналитического телеканала «Апостроф TV» (впервые он вышел в эфир 20 мая 2020 года, а в полную силу начал вещать через спутник Astra и кабельные сети 1 июня) предшествовали месяцы напряженной работы. По оформлению и техническому оснащению студии, оттачиванию концепции, продумыванию особенностей каждой из программ сетки вещания.
Работа эта осложнялась «сюрпризами», которые то и дело преподносил коронавирус.
Рассказывает основатель канала «Апостроф TV» Василий Филипчук:
— До этого я уже занимался реализацией разного рода медийных проектов, но никогда не было настолько сложного и многогранного, как запуск телеканала. Притом что наш бюджет был гораздо — в несколько раз — скромнее, чем у телеканалов, которые «под себя» создавали олигархи. И тем не менее — все получилось.
Сначала приходилось заботиться буквально о тысяче различных проблем одновременно. Некоторые казались просто нерешаемыми. К примеру, вот вы знаете, насколько сложно найти в центре столицы помещение, отвечающее телевизионным стандартам? Я имею в виду, требования по уровню шума, размеру внутренних помещений и прочие технические нюансы? Да практически нереально.
Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И день за днем проблем становилось все меньше. Офис в центре — нашелся. Ремонт в нем сделали. Студию оформили, и, как по мне, просто отлично. Техникой канал, в том числе и выездные съемочные группы — тоже оснастили. Договора с ведущим спутниковым провайдером Astra, а потом и с украинскими кабельными сетями и поставщиками интернет-контента — подписали. А затем наступил момент запуска. Это был просто незабываемый для меня день!
Помимо технической части немало времени заняла и отработка концепции наполнения эфира и отдельных программ. На эту тему у нас были сотни часов обсуждений и жарких дискуссий с руководством редакции телеканала, которое на момент запуска уже было сформировано. Кого из ведущих пригласить на канал? В чем будет «фишка» каждой программы? Как подавать информацию, чтобы это было интересным зрителю и отличалось от конкурентов?
Здесь немалым подспорьем стало, во-первых, то, что, хотя технически мы создавали телеканал с «нуля», в плане концепции и контента у нас уже был неплохой задел — сайт «Апостроф». Он же стал еще одной «точкой входа» для зрителей «Апостроф TV» — на сайте присутствует как линк на прямой эфир телеканала, так и отдельные наиболее интересные сюжеты с текстовым сопровождением. Это как нельзя лучше соответствует девизу телеканала — «Слушай. Смотри. Знай». Кроме того, к процессу подключились аналитики Международного центра перспективных исследований, которые успешно зарекомендовали себя в роли ведущих «Апостроф TV».
Но, главное, нам повезло с коллективом. Хотя собрать людей в условиях коронавируса — было тем еще квестом.
Действительно, сформировать команду оказалось заданием достаточно сложным. Ведь руководству приходилось держать в уме сразу несколько целей.
Рассказывает генеральный продюсер «Апостроф TV» Ирина Король:
— Одной из непростых задач было собрать такой коллектив, который затем смог бы делать интересный, конкурентный продукт, способный привлекать зрителя.
Ведь на рынке профессиональных журналистов-телевизионщиков, как известно, достаточно жесткая конкуренция. При этом существующие каналы, обычно, уже укомплектованы, они имеют отшлифованную слаженную работу, определенный имидж и наработанную аудиторию. А у тебя, получается, все практически с нуля. И когда ты приглашаешь талантливых людей на такой новый информационно-аналитический канал, понимая, что на рынке уже работают десятки конкурентов — ты должен предложить им нечто, чтобы могло их заинтересовать, что-то более интересное, чем уже есть на рынке.
С другой стороны — есть телезритель, которому ты также должен предложить что-то новое, интересное, не банальное. И здесь стояла задача выбрать правильную нишу, в которой был бы интересен именно твой новый канал. Интересен настолько, чтобы тебя начали смотреть, и зритель перешел от конкурентов к тебе.
Вот придумать, как выполнить эту сверхзадачу с множеством входящих, пожалуй, и было самым непростым для меня, как генпродюсера, при запуске «Апостроф TV».
При этом нужно учесть, что генпродюсер нового канала и уже существующего — это две больших разницы. У последнего задачи — где-то слегка изменить, как-то трансформировать канал. У меня же была задача создать канал, которого не существовало в природе. Это — во-первых. Во-вторых, эта задача была усложнена условиями, в которых приходилось заниматься воплощением нового проекта — карантин на фоне коронавирусной инфекции.
Я подчас элементарно не могла встретиться с кандидатами, провести собеседование, чтобы оценить их, проговорить условия работы. Вспомните, как было весной, как раз, когда мы хотели запускаться — транспорт не работал, люди элементарно опасались лишний раз выйти не улицу, потому что до конца не было ясно, чего ожидать от этого коронавируса. Плюс к этому — серьезно напуган был и бизнес, от которого зависели многие вопросы по запуску канала.
Я даже не могу передать, насколько наш запуск был форс-мажорный. Уверена, что до нас с таким не сталкивался вообще никто. Но в итоге все получилось: и коллектив удалось сформировать, и зрителя своего мы заинтересовали — наша аудитория постепенно, но неуклонно растет.
Правильный выбор целевой аудитории и принципов подачи информации являются, как известно, одними из важных составляющих успешности любого СМИ. В случае «Апостроф TV» верные ориентиры помог выбрать анализ запросов украинцев и конъюнктуры телевизионного рынка.
Говорит Ирина Король:
— Могу с уверенностью сказать, что сейчас мы уже завершили первый этап — этап становления телеканала, чтобы убрать все технологические нестыковки и слабые места. И перешли к очередному этапу — совершенствованию, в ходе которого шлифуются форматы программ, подача информации, визуальное оформление и так далее.
Так, на сегодня мы несколько изменили первоначальный подход к освещению тем. Обычно, большинство информационных каналов идут преимущественно в русле освещения тех или иных «горячих» информационных поводов, которые нередко являются результатом вбросов.
Мы, конечно, также держим руку на пульсе, стараясь освещать важные текущие темы, комментировать их. Но при этом параллельно начали искать темы, которые являются важными для телезрителя, но теряются на фоне общей «текучки». Или искать новые грани существующих тем, не замеченные другими. Потому что зачастую классическое освещение «текучки», без ее более глубокого анализа, не дает полного ответа на многие важные вопросы, касательно того, что в действительности происходит в стране.
И, вот, мы собираем эти темы, стараемся их предметно «разложить», проанализировать и показать реальную подоплеку событий. Эти же темы мы обсуждаем с нашими гостями, которые приходят в студию. Причем всегда предлагаем несколько точек зрения. То есть стараемся не только бежать «вдогонку за трендами», а сами создавать тренды.
Конечно, об аналогичном подходе заявляют и многие другие каналы. Но, будем откровенными, в этом отношении заявления и их реализация — это совершенно разные вещи. Потому что ни для кого не секрет, что, включая определенный пул каналов, вы наверняка увидите с их стороны определенные реверансы той или иной политической силе, тому, или иному олигарху… Даже гости, которые ходят на эти каналы, обычно, одни и те же из недели в неделю. Как шутила одна моя знакомая — «те же кони по кругу». Я не вижу на этих каналах разнообразия мнений, дебатов в классическом понимании этого слова. Не вижу, что есть яркий антагонизм мнений.
У нас на канале мы хотим, чтобы было очень много разных точек зрения. Ведь даже в лагере единомышленников есть разное видение проблемы. И мы хотим это показывать. А гости, приглашенные в эфир, чтобы отстаивали свои взгляды и дискутировали между собой. Но предметно, а не по принципу — «сам дурак». То есть, здесь наша сверхзадача — обеспечить нашему зрителю абсолютно весь срез, всю возможную палитру мнений по насущным вопросам.
Я не могу похвастаться, что уже сейчас к нам ходят абсолютно все, но с развитием канала все потенциальные спикеры убеждаются, что у нас нет предвзятого отношения абсолютно ни к кому — ни к одному эксперту или политику. Хотя здесь я, наверное, все же, сделаю оговорку. У нас есть определенная красная линия — мы точно никогда не будем рупором для тех, кто является откровенными противниками нашей страны и сторонником агрессора. Таких людей, и это было решение, вернее, даже требование, всего нашего коллектива — мы в эфир приглашать не будем. Людям, которые работают на врага — у нас в эфире точно не место.
Одной из главных «фишек» «Апостроф TV», отличающей этот телеканал от других, является форма подачи информации. Многие программы, хотя в них и освещаются серьезные темы, выходят в оригинальном, подчас похожем на игру, формате.
Говорит Василий Филипчук:
— Хотя наш зритель — это в основном люди, склонные к анализу информации, сам информационный продукт мы стремимся подавать в достаточно легкой для восприятия форме, используя концепцию инфотеймента (information + entertainment, или информация + развлечение). Это четко заметно во многих наших программах, где серьезные темы становятся доступнее для восприятия зрителя именно благодаря их оригинальной, интересной для зрителя подаче.
Конечно, с момента запуска и до сегодня формат подачи конкретных программ претерпел определенные изменения. Но первоначальный принцип — подача сложной информации в легкой, развлекательной форме, не изменился, ведь он себя вполне оправдал.
Говорит Ирина Король
— Я особенно горжусь одним из наших совершенно нестандартных, абсолютно нетипичных для медийного рынка проектом — «ПереСДАЧА с Катериной Вишневской», где политики в прямом эфире в буквальном смысле слова сдают экзамены. Это могут быть разные экзамены — на знание норм Конституции, профильного законодательства, а также — на знание предметом школьной программы, в которых гость хорошо ориентировался. В ходе этой программы политик, в частности, получает возможность озвучить свое мнение по трем любым, интересным ему, вопросам. Но при этом, как когда-то на экзамене, он тянет билеты. Их всего 15 — с неудобными вопросами от людей с улицы, экспертов, журналистов нашей редакции. И какие это вопросы — гость никогда наперед не знает, но должен отвечать и убежать от ответа не выйдет.
К слову, задания для таких эфиров у нас готовят настоящие профессионалы — Руслан Сидорович, известный юрист и бывший нардеп. А аттестует по школьной программе известная харьковская учительница, рэперка Ольга Халепа.
Очень лишь удивляет, что почему-то далеко не все из наших публичных политиков готовы принимать участие в этом тестировании. Ведь очевидно же — что право на ошибку есть у каждого. Тем более, когда политик делает это не во время исполнения своих служебных обязанностей. Это просто показывает, что политик — тоже человек. Я думаю, совсем не стыдно ошибиться в эфире. Вот в зале ВР, принимая законы…
Еще один интереснейший, по моему мнению, проект стартовал в эфире «Апостроф TV» 5 октября. Называется программа «Расклад Кулинича». Это двухчасовой прямой эфир, в ходе которого мы, не побоюсь этого слова, «препарируем» темы на злобу дня. Конечно, в хорошем смысле этого слова. Программа включает, в том числе, портретное интервью с интересным гостем. Суть, в частности, в том, чтобы не просто рассказать биографию отдельного человека, лидера общественного мнения, а выяснить, как тот или иной эпизод его жизни повлиял на его становление, как личности. Или как этот эпизод из прошлого влияет на принимаемые им сегодня решения. Учитывая, что наши гости будут, конечно же, успешными людьми, через программу мы будем исследовать составляющие этого успеха — начиная от рождения, детского садика, до сегодняшнего дня. Мы будем искать знакомых такого человека, исследовать, как он ведет свою страничку в социальной сети, что ему пишут, что желают. Будем изучать, кто его друзья, ведь — и это особенно важно для политиков — такие связи очень многое говорят о том, как человек стал тем, кто он есть.
У нас уже есть предварительные договоренности с рядом довольно известных персон об участии в этой программе, и я абсолютно уверена, что такой формат будет очень интересен нашему зрителю.
Еще один новый проект, созданный в ключе «легко о главном», программа в формате «интервью за рулем». Проект будет называться «Один, два и ТЫ», то есть — герой программы, ведущий и зритель. Гость будет за рулем автомобиля, пристегнут ремнем безопасности, автомобиль будет двигаться, то есть сбежать от нашего ведущего он не сможет. И ему просто придется отвечать на наши вопросы, которые, как мы планируем, будут довольно каверзными.
Незаангажированность эфира, интересные формы подачи информации, а главное — настрой коллектива «Апостроф TV» делать качественный, оригинальный и интересный продукт — уже приносит свои плоды. Популярность канала растет изо дня в день, причем не только среди телезрителей, но и среди экспертного сообщества. Эксперты даже сами выступают с предложениями запуска в эфире «Апостроф TV» новых проектов.
Говорит Ирина Король:
— Что касается роста аудитории — то мы ее достаточно уверенно набираем, то есть авторитет канала у зрителей растет. Хотя, конечно, о каких-то сверхрезультатах говорить рано — ведь канал только-только начал занимать свою нишу. Впрочем, о росте популярности говорит и то, что к нам все чаще начинают обращаться авторитетные эксперты — с предложениями делать авторские проекты на ту, или иную тематику.
Выдам небольшой секрет — мы уже довольно серьезно изучаем возможность выпуска таких экспертных программ, в частности — на военную тематику. Здесь мы планируем запустить сразу два проекта — один более образовательный, на тему умения обращения с оружием, а второй — аналитический — о современных армиях, об их вооружении, тактике и стратегии. И, возможно, будет постоянная программа с участием известных политологов. Вести эти проекты будут довольно авторитетные в своей сфере люди.
Все это — и рост аудитории, и возможность планировать новые проекты — стало возможным благодаря упорной работе коллектива «Апостроф TV». Скажу откровенно, я считаю, что у меня самая крутая в мире команда. Конечно, как у любого канала, особенно нового, создававшегося в столь непростых условиях, есть множество нюансов по работе. Но факт в том, что абсолютно все наши ребята работают с полной самоотдачей. Потому что им действительно интересно работать в этом проекте, и они любят свою работу.
Очень важно также, что своему коллективу мы можем предложить свободную редакционную политику и поле для творчества. Надеюсь, что с развитием телеканала я получу возможность дополнительно стимулировать этих людей, как финансово, так и путем предоставления возможности участвовать в образовательных программах, изучать наиболее современные практики телевизионного производства.
Оглядываясь назад, я только сейчас понимаю, что весь проект запуска «Апостроф TV» может выглядеть в какой-то мере авантюрой. Но я твердо уверена, что именно из таких авантюр — для которых выбрано удачное время, и которые подкреплены уверенностью в победе и талантом коллектива — и получаются в итоге самые успешные проекты.