Новые специальности в digital
26 Июл 2012, 08:14

Новые специальности в digital

Новые специальности в digital

Мы живем в интересное время — мир на наших глазах меняется чертовски быстро. И в контексте бурного развития техники и технологий уже не кажутся странными и смешными сообщения о том, что, к примеру, один известный бизнесмен от интернета инвестирует в робототехнику. Коммерческий интерес к новым технологиям и инновациям рождает спрос на новых профессионалов, и, похоже, будущее нашей истории не в последнюю очередь будет зависеть от того, что изобретут парни в белых халатах где-нибудь в Бангалоре или Токио. 

 

О новых профессиях говорят давно. Футурологи прочат нам высокую конкуренцию со всем населением планеты, потому что мир станет «плоским», технологии позволят работать, не выходя из дома, мировой рынок станет единым, а решения — универсальными. И нам придется быть крайне изобретательными, чтобы продать себя выгоднее какого-нибудь выскочки из Гуанчжоу. Постоянно накачивать свои work skills и совершенствовать свое мастерство, а также быть в курсе последних тенденций в той области, в которой мы будем считать себя профи. Будущее явно не для слабаков.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

 

В digital тоже все весьма не стабильно — в хорошем смысле слова. Темпы роста рынка в России впечатляют: в 2012 рост составил 22%, а рынок интернет-рекламы вырос по сравнению с прошлым годом на 56% и составил более 40 млрд. рублей. Понятно, что рост рынка и конкуренция внутри него ведут к тому, что меняется подход к работе, оптимизируются затраты времени и ресурсов, появляются новые сервисы, призванные отвечать тем задачам, которые возникают в процессе. И появляется также спрос на новых специалистов — кому-то же надо отвечать за все это.

 

Выделим несколько актуальных новых профессий в сфере digital, которые уже востребованы и которые могут стать частью привычных списков вакансий в ближайшие несколько лет.

 

Trendwatcher — человек-впередсмотрящий

Трендвотчер — это человек «в теме», то есть тот, кто следит за малейшими изменениями в определенной сфере, анализирует процессы, систематизирует информацию и предлагает те решения, которые должны помочь сделать проект или бизнес эффективным и качественным. Человек-трендвотчер должен успеть прочувствовать, куда ветер дует, поймать момент перехода зарождающегося тренда в мейнстрим и успеть имплементировать решение первым. Очень нужный человек, а в некоторых случаях — буквально спаситель.

 

Для наглядности представьте себе картинку в стиле комиксов Алекса Росса: могучий трендвотчер держит на прицеле юркого трендсеттера, в то время как последний, хитро и зло усмехаясь, уже занес палец над клавишей enter, чтобы опубликовать очередной обзор самых актуальных новинок сезона у себя в блоге.

 

Отдельные компании — те, что специализируются на качественных и количественных исследованиях, — уже предлагают своим клиентам подобный сервис (например, в российском офисе Ipsos Russia тренды мониторят с2004 года). Рекламные же агентства все еще осторожно, но уже верно двигаются в этом направлении.

 

Пока в российских digital-агентствах роль трендвотчера призваны выполнять представители смежных специальностей: аналитик, директор по развитию, менеджер по стратегическому планированию, ньюбиз-директор, каждый из которых вполне может начинать свое утро не только с чашки кофе и пролистывания Facebook, но и с чтения какого-нибудь trendwatching.com, trendhunter.com или euromonitor.com. Однако, так или иначе, многие агентства уже выделили трендвотчинг в отдельное подразделение и успели провести ряд исследований и даже опубликовать свои трендбуки (сразу вспоминаем про Leo Burnett и их проект «Книга перемен», который был создан для первого в России тренд-репорта).

 

В первую очередь, в мониторинге трендов и в специалистах, которые способны отслеживать их и конвертировать в решения для бизнеса и клиентов, заинтересованы стратегические и креативные отделы. В любом случае, грамотный трендвотчинг может стать не только постоянным источником инсайтов, но и частью глобальной стратегии по повышению лояльности клиентов. И по мнению специалистов-хэдхантеров профессия трендвотчера в ближайшем времени станет востребованной и самостоятельной, а возможность завести себе такого специалиста внутри агентства тоже станет трендом.

 

SMM monitoring & engagement services specialist — человек-платформа

C тех пор, как агентства стали предоставлять услуги в области social media marketing, появились десятки сервисов для автоматического или полуавтоматического мониторинга социальных сетей и блогов. И появляются до сих пор — один другого краше. В целом, для того, чтобы заявить, что в компании существует отдел мониторинга социальных медиа, агентству достаточно иметь одного или нескольких специалистов, бойко управляющихся с двумя-тремя бесплатными сервисами (например, Socialbakers, Peer Index или Socialmention) и одним платным сервисом (те же YouScan, BuzzLook, Babkee, IQBuzz или JagaJam).

 

Однако найти на рынке труда человека, который не только умел бы, но и понимал, как работают системы мониторинга, и как из всего этого вычленить нужные данные, проанализировать их и сделать единый, понятный и информативный отчет, — задача не простая. Одно дело — выгрузить отчет по официальной странице в Facebook из какого-нибудь JagaJam, добавить логотип своей организации и выслать клиенту как готовый отчет. И совсем другое дело — получить данные, оценить их, сделать выводы (например, от чего зависит рост или снижение ядра аудитории, или почему в прошлом месяце показатель talking about this был выше, чем в текущем месяце) и выработать план действия или противодействия.

 

В действительности, знания сегодняшнего специалиста такого профиля достаточно поверхностны и требуют поддержки кого-то еще — например, web-аналитика, менеджера по стратегическому планированию. Часто это направление — мониторинг соцмедиа и подготовку отчета — закрывают собой аккаунт-менеджеры, которые ведут проект, или конкретно SMM-менеджеры (в требованиях к вакансии часто пишут что-то вроде «Уметь мониторить социальные сети»). Но это, конечно, нельзя назвать честной работой.

 

В ближайшем будущем профессия специалиста мониторинга социальных медиа станет самостоятельной, а параллельно с курсами по профессиональной аналитике Google Analitycs и Яндекс. Метрики будут повсеместно проходить курсы по мониторингу соцмедиа и social CRM-платформам.

 

Data scientist — человек-данные

Big data на повестке дня, и не случайно. Компании тонут в объеме информации, которой так много, что найти нужные данные невозможно. А, отыскав, сложно интерпретировать, использовать для принятия бизнес-решений. Идеальный специалист в команде — это человек, в котором сочетаются деловые и технические навыки. Он должен быть знаком со сложными алгоритмами аналитики и маркетинга и системами BI-аналитики, а также обладать способностями мега-быстро анализировать эти данные.

 

Ну и, конечно, не забываем про то, в каком виде подаются эти «знания» — и тут тоже важно, чтобы специалист умел представлять данные в виде моделей — ассоциативных правил, кластеров или математических функций. Big data плюс искусственный интеллект то, что надо. Основная задача специалиста — обнаружить знания в базах данных, провести регрессионный анализ, а также предложить обоснованные решения для бизнеса, которые помогут снизить затраты. Такой человек крайне востребован.

 

UX-специалист — человек-взаимодействие

Их еще называют «юзабилити-специалист», «проектировщик интерфейсов», «специалист UX-дизайна». В некоторых агентствах есть UX-команды, куда входят, к примеру, специалист-аналитик, IA-специалист (специалист по информационной архитектуре, IA — Information Architecture), IxD-специалист (специалист по проектированию взаимодействия, IxD — Interaction Design) и графический дизайнер. Но, в идеале, исследовательские способности, IA-навыки и IxD-направление должны объединиться в одну специализацию, общую.

 

Сегодня таких универсальных специалистов, которые должны уметь и аналитикой заниматься, и проектировать взаимодействие с юзерами, и Wireframes создавать, можно по пальцам пересчитать. Однако потребность в них значительно увеличит профессиональную базу, и со временем — значительно усилит качественные показатели «диджитальных» проектов.

 

Про UX-специалистов подробнее можно прочитать в  статье Роксаны Бушковой, и от себя хочу всем UX-менеджерам посоветовать книги «User Experience Management» Арни Лунда и «Hire with Your Head: Using Performance — Based Hiring to Build Great Teams» Адлера Лу.

 

Augmented reality specialist — человек-виртуализация

«Мне нужны твои одежда, ботинки и мотоцикл» — помните железного Арни в «Терминаторе-2», где он сканировал предметы одним взглядом и чувствовал себя при этом прекрасно? Это было давно, и с тех пор технологии шагнули далеко вперед — мы теперь тоже умеем делать такие штуки (кстати, конкретно про Арни — приложение The Cyborg Vision, к примеру, сделает из вас киборга, как в «Терминаторе»). Но так или иначе, дополненная реальность все еще считается одним из направлений будущего в маркетинге и рекламе: мы только-только начали в это играть, и мир явно становится более «computer-readable».

 

Про будущее технологий в области augmented reality особенно интересно прочитать в статье на Techi.com — «Did Minority Report predict the future of advertising technology», где на примере фильма «Опасное мнение» буквально показано, каким будет будущее рекламы: стоит только глазом моргнуть, чтобы тебе тут же предложили маршрут в торговом центре, где продается Guinness.

 

Уже сегодня можно собрать с десяток интересных кейсов, в рамках которых реализованы решения дополненной реальности. И это только начало: ближайшее будущее уже давно называют «AR-будущим».Спрос на AR-специалистов, не просто имеющих опыт программирования в HTML5, и iOS, и Android, а также в 3D-моделировании, но способных продумать и спроектировать весь геймплей (тут ключевым является образность мышления, «открытый», гибкий ум), а также учесть новые тренды и технологии) — будет повышаться с каждым днем.

 

«Be happy»-психолог — человек-помощь

Почему нет? Любой бизнес, построенный на работе с людьми, — это стресс. Особенно, если это специфический русский бизнес с его вечными asap, просроченными deadline и принципами Скарлетт О’Хара. А тут еще на горло наступают прогресс, новые технологии, конкуренция, мир будущего. Но все мы люди, всем нам нужна поддержка.

 

Только вообразите: почти полночь, менеджеры все еще в офисе, потому что завтра — защита презентации перед клиентом. В принтере заканчивается тонер. В кофеварке — кофе. Но менеджеры не унывают, потому что у них есть номер телефона специального человека, готового в любое время поговорить с ними о них самих, как боевых единицах большой корпорации. «От тебя зависит этот проект. Ты справишься. Отоспишься потом. Не паникуй. Кофе вреден — пей воду» и т. д.

 

Это непременно должен быть не просто штатный психолог, но человек, который варится в том же котле, готовый — в силу специфики его профессии — реагировать в тех же условиях просроченных дедлайнов. С экономической точки зрения такого человека очень выгодно держать как раз вне HR-отделов.

 

Это, конечно, шутка. Но мы с вами помним, что мир сходит с ума ровно до тех пор, пока этот процесс не вызывает коммерческий интерес.

 

Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel