Новое партнерство безболезненно. Транзишн-опыт JDE и razom communications
27 Окт 2020, 10:34

Новое партнерство безболезненно. Транзишн-опыт JDE и razom communications

Переход к работе с новым медиапартнером — это сложный, долгий и стрессовый процесс для обеих сторон. Мы решили открыть закулисье транзишена, и совместно с группой компаний razom communications и Jacobs Douwe Egberts Ukraina разобраться, как можно наладить отношения эффективно и какие лайфхаки можно применять, чтобы провести переход безболезненно.

Сегодня поговорим о тендерном процессе, тендерном предложении и письменных договоренностях.

Часто работа в тендере на стороне клиента находится в закулисье. Расскажите, насколько комплексным является этот процесс для JDE, стандартная ли это процедура и всегда ли достаточно ресурса для ее проведения?

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Виктория Пащенко 
Buying Manager HR, IT, Marketing&Sales, UA&EECA and Coffee Equipment EEMEA — JACOBS DOUWE EGBERTS

Виктория: JDE — международная компания, поэтому, независимо от того, где проходит тендер — в Украине, Франции или Бразилии — сами подходы будут одинаковые, но могут быть разными электронные площадки. Это позволяет структурировать ресурс закупок, стейкхолдеров и владельцев тендера. Чем более стандартизованный процесс, тем более он понятен для всех участников тендера. У нас он комплексный и имеет определенные этапы:

  1. Базовое понимание участников рынка и оценка того, насколько они подходят к тому или иному тендеру.
  2. Непосредственно первый раунд тендера для понимания общих требований или совпадения видения участников и заказчика.
  3. Встреча со всеми участниками или шортлистом.
  4. Выбор победителя и коммуникация со всеми участниками тендера.

Это стандартный комплексный подход к тендеру, независимо от выбора медиа — агентства или производителя POS-материалов.

Роман Беляков
Media Manager, Ukraine and EECA — JACOBS DOUWE EGBERTS

Роман: В команде маркетинга, в которую входит медиа-функция, нет отдельно выделенного ресурса для проведения тендеров. Тем не менее, мы активно вовлекаемся в этот процесс, стараясь перераспределить приоритеты в период активной фазы тендера. Благодаря этому внутренних ресурсов до сих пор хватало.

Виктория: Мы как компания не организовываем тендер ради тендера, поэтому, если уже проводим эту историю, то идем в нее с головой. Мы понимаем, что в тендере должны пройти все названные выше этапы, они не могут быть сокращены или убраны.

Как выглядит для вас идеальный подход к тендеру с учетом всех особенностей вашей компании и партнеров, которые могут включиться в этот рейс?

Виктория: Любой процесс может быть идеальным только тогда, когда участники со всех сторон будут заинтересованы в результате. Поэтому, если и участники тендера с одной стороны, которые непосредственно будут партнерами, и компания, в данном случае JDE, заинтересованы в процессе, дают ответы на все вопросы, работают и переживают за результат — это и есть действительно идеальный процесс.

Роман: Идеальный процесс описан тендерными процедурами нашей компании. Из опыта могу сказать, что одним из ключевых условий успешного тендера является выделение достаточного времени на качественную организацию и проведение всех этапов выбора нового партнера. Однако зачастую реалии могут диктовать свои условия, и если есть ограничения по времени проведения тендера, мы по-прежнему стараемся реализовать все этапы, но вынуждены делать это в не всегда комфортных сжатых временных рамках.

Можно ли подготовиться к такому большому процессу?

Светлана Гоман
New business lead razom communications

Светлана: Это вопрос предыдущих инвестиций в обучение команды, регулярное вовлечение в проекты аналогичного размера и сложности. Как у спортсменов — без нагрузок уходит мышечная масса, без постоянной практики навыки теряются. Мы постоянно вовлечены в активный процесс, особенно в бизнес-сезон. И огромное ускорение, если у вас есть практика интегрировать свой же опыт: учесть ошибки, поделиться, что хорошо сработало, и, возможно, создать старый добрый шаблон.

Какой лайфхак вы могли бы дать другим участникам рынка, что помогло бы облегчить процесс?

Роман:

Во-первых, необходимо четко понимать цели тендера, которые затем нужно разложить на задачи.  

Во-вторых, важно подготовить понятный участникам бриф с такой степенью детализации, которая на последующих этапах позволит избежать двояких оценок тендерных предложений и обеспечит корректную трактовку условий сотрудничества с победителем тендера.

В-третьих, учитывая реалии, постараться организовать комфортный для всех тендерный процесс, что предполагает, среди прочего, логичную последовательность этапов тендера, выделение достаточных ресурсов на его проведение, включая время, и качественный брифинг каждого участника.

Виктория: Главный лайфхак со стороны заказчика — это четко понимать, какой результат вы хотите получить на выходе. Мы осознавали, какого партнера хотим видеть и какие вопросы ключевые, а в каких можем уступить. Также важно понимать рынок и его основных участников — мы следим за тенденциями и работами украинских агентств, общаемся с партнерами и коллегами. Важно понимать, на какой рынок ты идешь, честно и прозрачно общаться с участниками и озвучивать ожидания от тендерного процесса. Это облегчает процесс и участникам. Когда после тендера мы возвращаемся с обратной связью, то обычно, благодаря честности и открытости с агентствами, можем легко объяснить с помощью цифр и на примерах, что сработало, а что — нет.

Как думаете, важно ли взаимодействовать команде или контакту, который будет продолжать коммуникацию дальше, со старта тендера или всегда можно начать с чистого листа?

Светлана: Конечно, когда работаешь с клиентом с нуля и удерживаешь всю ментальную конструкцию из договоренностей, потребностей и особенностей — это помогает закладывать всю последующую информацию в нужные ячейки. И это, наверное, идеальная структура работы. Одновременно я вижу возможность гибкой адаптации команды, которая включается после тендера. Если у вас вертикальное построение задач — одна большая задача разделена на несколько небольших, при этом они сами по себе могут быть уже логически самодостаточными, то включение с нового этапа нормально работает.

На каком этапе стоит создавать письменные договоренности?

Светлана: Формирование договоренностей на уровне контракта — это и есть отправная точка. Нормальное функционирование почти всех процессов — финансовых и выставление счетов, переговоров с третьими лицами и фиксация условий, ограничения и ожидания — это все про контракт. Как мне кажется, это удобно обеим сторонам, когда этот вопрос ясен с начальных этапов.

Если речь идет о фиксации в письмах рабочих договоренностей, здесь я тоже за базовые гигиенические правила — проговорили и зафиксировали.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость