За последний год в период с мая 2016 года по апрель 2017 года рынок бытовой химии (стиральные порошки, пятновыводители, освежители воздуха, ополаскиватели для белья, средства для мытья посуды, чистящие средства, инсектициды) Украины вырос на 4,5% в денежном выражении и на 1,8% в объемах проданной продукции. При этом еще год назад обороты продаж бытовой химии демонстрировали рост +12,9% в денежном выражении при падении натуральных объемов -16,7%. Рынок стабилизировался за счет замедления роста цен по сравнению с прошлым годом. Так, за последний год средний рост цены составил +2,7% за литр/килограмм продукции, в то время как годом ранее цены росли +35,6% за литр/килограмм.
Наиболее активный рост демонстрирует категория ополаскивателей для белья, которая за счет увеличения размеров упаковки и количества акционных продаж минимизировала рост цен (+0,6% за литр/килограмм) и увеличила продажи в литрах на 12,9%.
Продукты собственных марок сетей представлены в каждой из категорий группы, однако их совокупная доля снизилась на -1,1 п.п. от общего объема продаж бытовой химии в литрах/килограммах. Наибольшее падение наблюдается в средствах для посудомоечных машин и стиральных порошках, где объемы продаж собственных марок в натуральном выражении сократились на -23,8% и -22,5% соответственно. Снижение продаж частных марок вопреки их низкой цене говорит о том, что привязанность к бренду и качество продукции стали более значимы при выборе потребителем.
В каналах торговли продолжается тенденция прошлого года – парфюмерные магазины и дальше активно наращивают свою важность для непродовольственных категорий. На протяжении последнего года каждый пятый литр/килограмм (20,6%) бытовой химии был куплен в парфюмерном магазине. При этом годом ранее через парфюмерные магазины проходило 18,6% продукции в натуральном выражении, а два года назад показатель составлял только 15,6%.
«Бытовая химия в среднем имеет существенно больший размер и вес упаковок в сравнении с косметикой и продуктами личной гигиены – основными источниками оборота парфюмерных магазинов, – поясняет Ростислав Степанчук. – Это играет на руку гипер и супермаркетам, у которых больше площадь, выше процент крупных запланированных закупок, часто есть своя парковка или даже бесплатный общественный транспорт. Тем не менее, благодаря тому, что парфюмерные магазины продолжают открывать новые торговые точки и проводят множество ценовых акций, они семимильными шагами сокращают своё отставание в конкурентной борьбе с гипер и супермаркетами за покупателей бытовой химии».