Недооцененная сеть
Уже первый доклад, представленный исследовательской компанией Gemius Украина, вызвал оживленную дискуссию среди аудитории. Так, исследователи предложили новую методику определения количества пользователей интернета. Согласно их подсчетам, аудитория Уанета составляет порядка 4 млн. человек. «Это данные пользователей стационарных компьютеров и ноутбуков, без учета подключений с помощью мобильного телефона. К сожалению, последних очень тяжело учитывать из-за особенностей подключения и ограниченности сервисов мобильного интернета», — говорит Дмитрий Лысюк, исполнительный директор Gemius Украина. С этими цифрами не согласились представители TNS Украина и исследовательской компании InMind. «Согласно нашим подсчетам, пользователей намного больше — около 10 млн. Это социально активные молодые люди с доходом средний и средний+, т. е. наиболее интересная для большинства рекламодателей целевая аудитория», — говорит Юлия Масиенко, заместитель директора по исследованиям и развитию InMind. По мнению же аналитиков компании TNS Украина, в будущем интернет может стать серьезным конкурентом телевидению и сможет оттянуть рекламные бюджеты. Так, киевляне, имеющие доступ к интернету, смотрят телевизор на 17% меньше по сравнению с не пользующимися Всемирной сетью. «Наличие дома интернета неизбежно сказывается на телесмотрении. В Сети сегодня почти тот же контент, что и на ТВ, — новости, фильмы, уже показанные в эфире передачи. Однако телевидение еще долго будет лидировать по охвату аудитории, оставаясь самым дешевым и востребованным рекламодателем медиа», — говорит Федор Вирин, директор по исследованиям интернет-холдинга Mail.ru. Расхождения в оценке интернет-аудитории, по мнению игроков рынка, приводят к тому, что рекламодатели боятся запускать кампании в Сети, не зная профиля пользователя. «В Украине пока не идет речь о глобальном перетекании офлайновых рекламных бюджетов в интернете. Ситуация может измениться когда исследовательские данные будут четко отвечать на поставленные вопросы: кто и как часто пользуется интернет. Точные данные и единый стандарт в подсчете аудитории позволит в разы увеличить бюджеты рекламных кампаний в Сети», — говорит Андрей Заблоцкий, исполнительный директор Украинской ассоциации интернет-рекламы (УАИР). Непрозрачность данных об охвате аудитории, по мнению игроков рынка, серьезно тормозит развитие всей индустрии интернет-рекламы. Так, Украина существенно проигрывает большинству стран по рекламным бюджетам в пересчете на одного пользователя: например, $1 против $5 в России. Несмотря на такое расхождение в бюджетах, по словам Алексея Сидоренко, директора по развитию компании 1С-Битрикс, медийная реклама как в Украине, так и в России находится на довольно низком уровне. «Зачастую рекламные кампании проводятся с грубыми ошибками: агентства преимущественно продают клиентам клики и показы, а решением рекламных задач занимаются единицы», — говорит Алексей Сидоренко. Кроме online-рекламы, активно обсуждали возможности PR в интернете. Так, по мнению Михаила Красюка, независимого PR-консультанта, современная корпоративная репутация не может формироваться за закрытыми дверями PR-службы. Маркетологам приходится иметь дело с новыми сообществами, которых действительно заботит определенный продукт, услуга или идея (выступают они за нее или против). Активное обсуждение продолжалось на протяжении всех двух дней: задавались вопросы докладчикам, шел обмен мнениями, а вопросы во время дебатов в кулуарах заставляли задуматься даже профессионалов. По словам Евгения Шевченко, директора IMA UaMaster, опыт проведения конференций и семинаров по интернет-тематике свидетельствует об огромном интересе аудитории к подобным мероприятиям. «Со слушателями поделились своим опытом руководители и топ-менеджеры лучших интернет-проектов СНГ: Яндекс.Украина, TopPing, Gemius, Mail.ru, Rambler, Webprojects и других компаний», — говорит Евгений Шевченко.