Не рекламой единой
18 Ноя 2010, 09:26

Не рекламой единой

Не рекламой единой

 

В 2010 году пресса заработала свыше 7 млрд грн. Почти половину суммы обеспечила подписка.

 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Пресса впервые подсчитала все свои финансовые потоки. Ранее в Украине оценивался только объем рекламы, а теперь сведены данные по подписке и розничным продажам.

 

Результат — пресса смело может считать себя самой большой медиаотраслью: ее общий доход по итогам 2010 года составит около 7,2 млрд грн. Правда, делить деньги придется на огромное количество игроков: число изданий снова растет.

 

Оценку* сделал Сергей Чернявский, руководитель комитета по аналитике Ассоциации независимых региональных издателей Украины (АНРИУ) и руководитель комитета по информационному полю отрасли Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП).

 

Подписка

 

Самая яркая тенденция, вырисовавшаяся после финальных подсчетов, — стремительный рост поступлений от подписки. Если в 2008 году подписка была самой скромной статьей доходов, обеспечившей около 23% общего заработка прессы (1,2 из 5,2 млрд грн), то в 2009-м она давала уже 38% (2,2 из 5,8 млрд грн). А в 2010 году, ожидается, ее вклад составит 44% (3,1 из 7,2 млрд грн).

 

Основная точка роста — стоимость подписки. Издатели планомерно ее поднимали в связи с уменьшением объемов рекламы и увеличением цен на бумагу (осенью 2008-го) и продолжают поднимать до сих пор.

 

 

Информация Сергея Чернявского.

Доход от рекламы: национальные издания — данные УАИПП, региональные — данные АНРИУ (основа — «Мониторинг СМИ Украины»).

Доход от реализации: данные УАИПП для WAN 2008-2010 и экспертный опрос директоров розничных сетей, «Укрпочты» и ДП «Пресса».

Данные по подписке: экспертный опрос «Укрпочты», ДП «Пресса», подписные агентства, в т. ч. «Меркурий».

 

 

Успехи подписки становятся особо ощутимыми, если посмотреть на картину начала и середины 2000-х. Тогда, после тотального упадка культуры выписывания прессы, подписка давала всего 10% реализации, в сравнении с 90% у розницы.

 

 

 

Данные УАИПП,

представлены главой WAN-IFRA Кристофом Риссом (Christoph Riess)

на 2-м Всеукраинском газетном конгрессе

 

Топ-20 изданий с наибольшим подписным тиражом сильно отличается от ранкинга компании «TNS Украина», в котором ранжирование идет по охвату аудитории. Основная причина, полагает Сергей Чернявский, — в том, что исследования TNS проводятся в городах с населением свыше 50 тыс. жителей. Тогда как огромное число читателей проживает в небольших городках и селах. В основном это жители старшего возраста, у которых сформировалась стойкая привычка выписывать газеты. Кроме того, в селах подписка — зачастую единственный способ доступа к прессе.

 

 

 

 

Розница

 

Реализация в розницу, в отличие от подписки, в кризисном 2009-м довольно существенно просела — до 1,4 млрд грн (с 1,6 млрд грн в 2008-м). В текущем году, по данным Сергея Чернявского, рынок все еще не успеет вернуться к докризисным объемам (1,5 млрд грн). Однако в 2011-м он его все-таки превзойдет: прогноз на следующий год — 1,68 млрд грн.

 

Повышение цен происходило и здесь, и это было весьма существенное повышение: некоторые издания с 2008 года подорожали в два и более раз. Однако розница, в отличие от подписки, гораздо более чувствительна к уменьшению покупательской способности граждан. Новые цены не смогли компенсировать падение количества проданных экземпляров. Кроме того, считает г-н Чернявский, свой вклад в снижение продаж внесли коллекционные продукты (партворки), частично отвлекшие внимание покупателей, а также погодные условия: холодная зима и аномально жаркое лето.

 

Количество точек розничной торговли прессой (включая частных предпринимателей) в городах с населением свыше 50 тыс. жителей сегодня насчитывает около 8,2 тыс. Пресса также продается в почтовых отделениях, коих у нас в стране около 14,5 тыс. Там небольшое число наименований — от 5 до50, но все же отделения нельзя списывать со счетов. Итого получается около 22,7 тыс. мест продажи, или примерно по одной точке на каждые 2 тыс. человек.

 

Реклама

 

Еще в 2008-м году реклама была самым большим источником доходов прессы. Сейчас на ее долю приходится не более трети поступлений. Сергей Чернявский отмечает, что возврата к докризисным объемам по рынку в целом здесь тоже не произошло, хотя цифры 2010 года больше цифр 2008-го. Причина расхождений в том, что в данные 2009-го включены новые виды печатной рекламы (к примеру, классифайд) и проведена дооценка рынка региональный изданий. «Это так называемый технический рост, — поясняет г-н Чернявский. — На самом деле в 2009 году падение рекламных поступлений составило 30-40% в зависимости от вида изданий и региона».

 

Региональная реклама сейчас составляет примерно половину объема национальной. В отличие от телевидения, где местные медиаигроки не сильны и получают весьма скромные рекламные бюджеты, локальная пресса в Украине востребована и читателями, и рекламодателями. В некоторых городах, по данным ТNS, местные газеты возглавляют рейтинг изданий по читательской аудитории, оставляя национальную прессу позади.

 

 

 

Прогнозы

 

По итогам 2010 года весь рынок прессы прирастет на 23%. В следующем году — на 11%. Объем рекламы может увеличиться на 13-15% в общенациональных изданиях и на 5-7% в региональных. Однако основной прирост в деньгах по-прежнему будет давать подписка, которая может достичь 3,5 млрд грн (для сравнения: примерно столько же, по прогнозам, заработает национальное телевидение на коммерческой рекламе).

 

Сдерживающим фактором роста г-н Чернявский называет плачевное состояние почтовых ящиков, не стимулирующее потребителей выписывать прессу. По данным исследований, проведенных «Укрпочтой», УАИПП и Украинской ассоциацией директ-маркетинга в середине 2010 года, почти 25% почтовых ящиков в стране разбиты.

 

Стоп-краном для рекламных доходов эксперт считает неспособность рынка доказать рекламодателям, что стоимость контакта (СРТ) в прессе не такая высокая, как принято считать. Для решения проблемы, на его взгляд, нужно добиться учета региональной прессы: провести исследование аудитории изданий во всех областях Украины и донести эти данные до рекламодателей.

***

 

«Телекритика» попросила представителей рынка прокомментировать оценки Сергея Чернявского.

 

Глава наблюдательного совета группы «Картель» (в которую входит издательский бизнес, «Всеукраинское подписное агентство» и сеть розничных продаж «Картель-пресса») Оксана Клименко считает, что цифры не вполне отображают рыночную ситуацию.

 

Она отмечает, что поступления от подписки в 2009 году упали по сравнению с 2008 годом незначительно — на 5-7%. Это объясняется тем, что основная часть дохода была сформирована еще в 2008 году, накануне кризиса. Кризис наиболее сильно отразился на отрасли в 2010-м: доходы упали до 20%. В 2011 году ожидается восстановление рынка в денежном выражении.

 

Реализация в рознице, отмечает г-жа Клименко, в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом, но снижение составило не более 5% в деньгах и несколько больше в экземплярах. Закрытие изданий или их уход из всеукраинских сетей реализации прессы компенсировался ростом цен на печатную продукцию. В 2010 году, по оценке «Картеля», рынок начал расти и по объемам реализации достиг предкризисного года. В 2011 году ожидается увеличение дохода от реализации прессы в розницу до 10%.

 

Падение рынка рекламы, по оценке Оксаны Клименко, в 2009 году составило не менее 25-30% в целом, а по некоторым сегментам — до 50%. «В 2010 году рынок рекламы частично восстановился, но к уровню 2008 года он не вернулся и, скорее всего, в 2011 году еще не вернется», — прогнозирует она.

 

Заместитель генерального директора издательства «Бурда-Украина» Андрей Вдовиченко считает, что в целом г-н Чернявский отразил тренды корректно. Он приветствует само начинание по комплексной оценке отрасли: обычно продажи остаются вне поля зрения аналитиков.

 

Однако, по его словам, основной фактор роста доходов от подписки в «Бурда-Украина» — количественный рост подписчиков, а не увеличение стоимости подписки: «Для понимания: количество подписчиков журнала «Люблю готовить», занимающего первое место в Украине по подписке, увеличилось на 70 тыс. читателей (прирост 17% по сравнению с 2009 годом), у журнала «Дом в саду» — на 63%! (с 25 тыс. до 40,6 тыс.)».

 

Факторы снижения доходности розничных продаж, на его взгляд, отражены верно. Количественный анализ оценить сложно: «»Бурда-Украина» не повышала розничные цены до сентября 2009 года, впоследствии мы увеличили отпускные цены всего на 5-10%. Такая стратегия позволила нам минимизировать отток розничных покупателей».

 

Рекламный рынок общенациональных изданий, по оценке г-на Вдовиченко, в 2010 году вырос ориентировочно на 17%. Точнее итоги года «Бурда-Украина» подведет после отчета ВРК и УАИПП, в работе над которым она принимает активное участие.

 

Свое мнение согласилась озвучить и «Укрпочта» в лице заместителя генерального директора Людмилы Кузнецовой. Г-жа Кузнецова считает, что исследование Сергея Чернявского дает более объективные данные о рынке распространения прессы, чем все, что можно было найти до сих пор. С оценкой динамики подписки она согласна, но обращает внимание на то, что речь идет о денежных объемах, а не о натуральном выражении (копиях).

 

«Укрпочта» также озвучила собственные данные по подписке и розничным продажам:

 

 

*Метод оценки — экспертный опрос руководителей «Укрпочты» (подписывает на региональные издания), ДП «Пресса» (национальные издания) и нескольких подписных агентств. Цифры по розничным продажам выведены после опроса директоров 11 региональных издательств и 3 национальных сетей торговли прессой. Прогноз на 2011 год сформирован после опроса топ-менеджеров 4 сетей торговли прессой и руководства «Укрпочты». Данные впервые представлены на Втором всеукраинском газетном конгрессе в Киеве.

 

Евгения Продаева

 

 

Расскажите друзьям про новость