Наружка пошатнулась, но выжила
Кризисный 2009 год был тяжелым для всего рекламного рынка Украины, но больше всего пострадали операторы наружной рекламы. «МедиаБизнес» исследовал насколько изменилась ситуация за прошедшее время и каковы ожидания игроков рынка. По оценкам экспертов в первом полугодии затраты на наружную рекламу составили 350-380 млн грн. По итогам года они ожидают рост до 750-800 млн грн.
В этом году рынок наружки постепенно начал приходить в себя, продемонстрировав определенный рост после кризиса, который в прошлом году усугубил запрет рекламы алкоголя и табака на наружных носителях.
Директор компании «Украинский Медиа Монитор» (UMM) Владимир Пономарёв считает, что по общему количеству плоскостей существенных и резких изменений на рынке не произошло. «С 2009 года наблюдается тенденция «оптимизации», то есть медленного сокращения парка носителей наружной рекламы, — говорит Пономарёв. — В текущем году стали более заметными процессы внутреннего переформатирования: произошли перемены в порядке расположения и в составе тор-20 операторов за счет перераспределения долей покинувших рынок игроков и интенсивного развития других».
Что касается доли наружной рекламы в общем медийном рынке, то директор UMM считает, что «в этом году можно ожидать 20% рост ooh-рынка, а к концу 2010 года, скорее всего, может быть достигнут рубеж, преодоленный отраслью еще в 2006 году».
По словам директора Doors Consulting Сергея Смоляра итоги первого полугодия 2010 года на 30-40% лучше, чем в прошлом году. Затраты на наружную рекламу в первом полугодии составили 350-380 млн грн. Улучшение в этом году произошло за счет зимы, когда активно использовалась наружная реклама во время президентской кампании. «В целом несколько увеличились цены по сравнению с прошлым годом, — рассказывает Смоляр. -Если в начале прошлого года щиты отдавали за столько, за сколько купят — даже ниже себестоимости, то сейчас уже есть определенная ценовая стабильность. Конечно, это меньше, чем до кризиса. По сравнению с докризисными временами цены в долларовом эквиваленте сократились вдвое. По итогам года в целом мы ожидаем рост до 750-800 млн грн».
По итогам 2009 года прибыль составила 650 миллионов гривен. Ассоциация наружной рекламы Украины также прогнозирует, что в конце 2010 года затраты рекламодателей на рынок наружной рекламы составят 780 млн грн без учета прибыли от местных выборов.
А вот руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко не видит существенных изменений на рынке. Он считает, что прошедшие президентские выборы принципиально ничего не изменили: «Выборы позволили закрыть часть долгов, выплатить зарплаты сотрудникам. Аналогичная ситуация будет с местными выборами, которые мы ждем осенью».
Выборная лепта
По разным оценкам местные выборы, назначенные на 31 октября, сулят рынку наружной рекламы от 20 до 80 млн грн.
«Политическая реклама, которую можно было бы ассоциировать с предстоящими выборами, уже есть на наружке. От неё аутдор успеет получить несколько десятков миллионов гривен до завершения выборов», — говорит Владимир Понамарев.
Артем Биденко считает, что прибыль может составить 30-40 млн грн. «Это очень децентрализованные выборы. Конечно, определенное влияние будет, поскольку политик — это категория клиента, но сказать, что эта категория даст какую-то принципиальную массу денег, которая повлияет на годовой баланс, нельзя. Будет небольшое количество рекламы по низким ценам у местных операторов. Если прибыль составит 6-7% от годовых бюджетов 2010 года — будет очень хорошо», — утверждает Биденко.
Более оптимистичен директор Doors Consulting Сергей Смоляр. Он считает, что таких денег как раньше выборы уже не принесут, продажи для политиков сейчас идут по тем же ценам, что и для коммерческих рекламодателей. Хотя «политический» борд стоит на порядок дороже. «Но выборы увеличат загрузку сети, что даст возможность несколько повысить цены. И если они сработают, то это даст порядка 80 млн грн».
Марина Голусяк