«Народные» бренды. Как бороться с подражателями и не потерять права на ТМ?
29 Сен 2015, 13:55

«Народные» бренды. Как бороться с подражателями и не потерять права на ТМ?

Как не допустить, чтобы ТМ «ушла в народ» настолько, что вы можете ее потерять — Мария Ортинская, юрист в сфере интеллектуальной собственности и патентный поверенный Украины

Вершина популярности торговой марки – когда ваш бренд становится действительно «народным» и входит в разговорную речь, обозначая всю товарную категорию.  Мы уже говорим не «искать в интернете», а «гуглить», не «делать копии», а «ксерить». Но по закону, регистрацию ТМ могут досрочно прекратить, если она станет общеупотребимой. Что делать, чтобы сохранить бренд в этих условиях, рассказывает юрист в сфере интеллектуальной собственности, директор компании IPStyle Ортинская Мария.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Атака на бренд

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Попыток оспорить регистрацию торговых марок было немало. Так, торговую марку «Корвалол» в Украине пытались признать недействительной на основании того, что ее название якобы стало тождественным для соответствующего вида лекарств, вошло в разговорную речь и стало родовым понятием. Но владельцу удалось сохранить права на ТМ «Корвалол», в том числе потому, что марка была четко идентифицирована в рекламе, на этикетке.

Гуру маркетинга Джек Траут «народность» марки назвал «нарицательным преимуществом». «Сколько человек попросят целлофановую клейкую ленту, а не Scotch?, — спрашивает Траут и сам отвечает. – Немногие». Бренд получает явные преимущества: возглавляет категорию, его добавленная стоимость увеличивается. Но «нарицательность» несет с собой риск потерять торговую марку.

Мария Ортинская
патентный поверенный, CEO компании IPStyle

Свежий пример проблем с правами на название — ситуация с регистрацией ТМ «Уличная еда». Основатель известного киевского фестиваля Роман Тугашев заявил, что конкуренты начали использовать словосочетание «уличная еда» для своих мероприятий. Хотя это сочетание было зарегистрировано им как ТМ, в том числе для услуг по организации фестивалей. Это грамотный подход к защите своего бренда. Однако учитывая, что у многих пользователей это название ассоциируется больше с форматом, чем с конкретными организаторами, есть риск, что ТМ могут признать недействительной. В этой ситуации владельцам марки стоит более четко отделять в материалах компанию-организатора и название фестиваля.

Классическим примером потери марки может послужить кейс компании Bayer, которая производит ацетилсалициловую кислоту под ТМ Aspirin. В начале прошлого века компания продавала в США сырье для аспирина производителям таблеток, и те указывали название «Аспирин» на упаковке без привязки к Bayer. В итоге потребители стали воспринимать популярную марку как название вида лекарств, и компания потеряла право на нее. Учитывая международный опыт, в Украине Bayer зарегистрировала и ТМ Aspirin, и ТМ Aspirin cardio, а также четко следит за тем, чтобы не потерять над ними контроль.

Аналогичную ошибку допустила Dupont в отношении ТМ Cellophane. Компания активно использовала название «целлофан» как описательный термин в рекламных кампаниях и публикациях, что привело к потере прав на ТМ. Более успешной оказалась стратегия Dupont в отношении марки Teflon. Компания долгие годы проводила образовательные программы, в которых рассказывала потребителям о ТМ Teflon, чтобы сформировать четкую привязку бренд+производитель. Однако риски трансформации марки в общеупотребимый термин существуют и по сей день.

Как определить, что ваша марка стала именем нарицательным

Одного ощущения здесь недостаточно. Хотя четкого перечня таких признаков нет, суд чаще всего изучает рекламные объявления (как владельца ТМ, так и конкурентов), статьи в отраслевых изданиях (печатных и онлайн), а также информацию из любых других источников, которые могут отражать общественное мнение (ТВ, подкасты, форумы, социальные сети). 

Поскольку основная функция ТМ — отличать товары и услуги производителя в рамках одной категории, то основной критерий оценки в данном случае – это восприятие знака потребителем.

7 признаков того, что ваша ТМ находится под угрозой и может быть признана судом именем нарицательным:

1. В рекламных сообщениях название вашей ТМ не связано с вашей компанией.

2. Потребители используют вашу ТМ для описания всего вида товаров.

3. Название вашей марки пишут с маленькой буквы и без кавычек (ксерокс, джакузи).

4. Название вашей ТМ используют как общеупотребимый термин в словарях, социальных сетях, профильных изданиях, СМИ.

5. Название вашей марки используют другие компании.

6. В рекламных материалах название вашей марки используется без соответствующего обозначения™или ®.

7. Пользователи в большинстве своем знают вашу ТМ, но не вашу компанию.

Как не допустить, чтобы ТМ «ушла в народ»

Если вы видите первые признаки того, что ваша марка становится общеупотребимой настолько, что вы можете ее потерять, стоит предпринять несколько шагов для ее защиты.

  1. Четко разделите в ваших рекламных материалах группу товаров и вашу марку. Например, XVI киевский фестиваль «Уличная еда»; ТМ Pampers во всех коммуникациях вначале указывает видовое имя («подгузники») и только потом ТМ («Pampers»).
  2. Акцентируйте во внешних коммуникациях (на упаковке, этикетке, в рекламных материалах, инструкциях пользователя, на официальном сайте, в статьях, и даже публичных выступлениях), что данное название является зарегистрированной ТМ.
  3. Титруйте представителей вашей компании именно названием компании, а не бренда; например, Иван Иванов, исполнительный директор компании «Иванов Украина» (представитель ТМ Ivanov).
  4. Рассказывайте, что ваша компания является создателем продуктов под этой ТМ. В ход могут идти публикации success stories, кейсов, интервью, подготовка видео-сюжетов. Чем лучше конечный потребитель будет понимать историю и происхождение вашего продукта, тем меньше путаницы будет с названием.
  5. Проводите мониторинг отраслевых публикаций, справочников; обязательно реагируйте на неправильное использование вашей ТМ.
  6. Введите табу на использование различных вариаций написания торговой марки. Например, если у вас зарегистрирована торговая марка Cellophane, то нельзя использовать написание «целлофан», а тем более термин «целлофановый».
  7. Регулярно обновляйте регистрацию вашей ТМ.

В условиях глобального рынка у всех есть шанс создать успешный продукт и вывести его на первые позиции продаж. Безусловно, популярность продукта — это положительный фактор, но настоящего успеха достигают те компании, которые умеют правильно этой популярностью воспользоваться и защитить свой бренд. 

Расскажите друзьям про новость