Офис как сервис. История появления коворкингов
05 Окт 2019, 11:40

Офис как сервис. История появления коворкингов

Как новый тип офисов вдохновляет современных сотрудников

Современный офис давно не выглядит, как стандартный рабочий стол с перегородкой и кофемашиной в углу зала. Развитие стартап-культуры и открытие в мегаполисах филиалов крупных IT-корпораций спровоцировало появление офисов нового типа — коворкингов. Однако этому предшествовала эра скромных кабинетов для клерков и «офисов-перегородок». 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

От конторы до open space 

Первые офисы в привычном для нас понимании появились в Европе еще в XVI веке на биржах Франции, Великобритании, Бельгии. В архивных документах описаны помещения, где 20–30 квадратных метров выделялось на одного конторского сотрудника. Почти половина площади отводилась под библиотеки и сейфы, а комфорт не рассматривался, как таковой (вы же не дома).

Позже возникли конторы, где общее пространство разделяли на рабочие места пластиковыми перегородками (чтобы сотрудники концентрировались на задачах): много рабочих мест, минимум затрат на ремонт. В некоторых офисах до сих пор работает такой подход. 

Формат open office набрал популярность в 1950-е годы в США. Вспомните фильмы того времени о детективных агентствах или редакциях: на ум сразу же приходит огромный серый зал, где за отдельными столами сидит персонал. Где-то пытаются сосредоточиться «работники умственного труда», рядом секретари непрерывно отвечают на телефонные звонки, а руководители проводят экспресс-переговоры, вдалеке шумит факс или кофейный аппарат.

В конце 1960-х годов архитекторы и дизайнеры уверяли, что чересчур публичные пространства лишают людей личной свободы. Ответом на претензии стали офисы-кабинки (как в колл-центрах). Небольшие рабочие зоны снова отгораживались.

К середине 1990-х мир окончательно вернулся к концепции открытых рабочих мест. Впервые таким офисом обзавелась мыловаренная компания Larkin Soap Company. В одном помещении стояла нетипичная для того времени стальная мебель, а межкомнатные двери были стеклянными.

 

Прототипы коворкингов

 

В 1995 году 17 программистов из Берлина собрались в помещении для совместной работы над проектами. Свое сообщество они назвали C-base. Молодежь интересовалась цифровыми технологиями, робототехникой, digital-искусством. У них было все необходимое для продуктивной работы: свободный интернет, компьютеры, еда и напитки для перекусов без отрыва от дел. Спустя восемь лет с момента открытия ассоциация решила проводить еженедельные встречи музыкантов — Cosmic Open Stage. Платформа помогала малоизвестным солистам и группам продвигать творчество на концертах и джем-сейшенах. Сегодня C-base — это не только хакерспейс и место для проведения мероприятий, но и учебный IT-центр.

В обиход термин «coworking» (совместная работа) попал благодаря американскому разработчику Брэду Нойбергу. В 2005 году в коворкинг превратился его же проект. Программист в основном трудился за домашним компьютером. Со временем ему стало не хватать общения с единомышленниками. Так возникла идея снять помещение и предложить таким же скучающим по нетворкингу удаленным сотрудникам рабочие места за ежемесячный взнос. Резиденты также получали бесплатный Wi-Fi, совместные ланчи, участие в тематических мероприятиях и даже аренду велосипедов в перерывах. Офис работал в будни с 09:00 до 17:00. Посетителей приходило все больше, и через год коворкинг переехал на собственную площадку — Hat Factory (Шляпная фабрика).

 

Как платить за место стало выгоднее, чем владеть им 

Офисные пространства WeWork продолжили тренд, продавая фрилансерам места за фиксированную плату. Доступ к ним возможен круглосуточно в любой день недели. У компании есть локации в США, Германии, Швеции, Чехии, Польше и других странах. Миссия команды — создавать «мир, в котором можно жить, а не зарабатывать на жизнь». Попытка изменить устоявшееся отношение к офисам, привело недвижимость к sharing economy — экономике совместного потребления. Концепция считается революционной в сфере пользования товарами и услугами. Европейская консалтинговая компания Juniper Research прогнозирует, что через три года мировая прибыль sharing economy превысит $40 млрд.

Успешными примерами масштабных решений на основе экономики потребления стали Airbnb, Uber, Netflix. В Украине такому подходу следуют Creative States.

«Наш проект занимает отдельную нишу среди бизнес-пространств с двумя рабочими локациями в бизнес-центрах „Сенатор“ и „Гулливер“. Третья площадка (на территории завода „Арсенал“) готовится к открытию. В разработке сейчас десять тысяч квадратных метров. Суммарно у нас будет более 2 300 рабочих мест», — рассказывает создатель и CEO сети бизнес-пространств Creative States Илья Кенигштейн. 

По его словам, индустрия коворкингов ускоряет появление и развитие инновационных отраслей, технических и креативных решений для бизнеса.

«В Украине коворкинговый бизнес долгое время находился в зачаточном состоянии. В основном это были моно-решения, предоставляющие места для одиночек и небольших команд, — продолжает Кенигштейн. — Низкие расценки и невысокий уровень доходов не позволяли коворкингам развиваться. Сейчас коворкинги — это бизнес с человеческим лицом, и очень важно это лицо не терять, соблюдая банальную этику бизнеса и правила конкуренции.

Отрасль расширяется и насчитывает, как минимум, 3-4 относительно крупных игроков. В этом есть и заслуга sharing economy. Бессмысленно владеть товаром, если можно временно использовать его и платить за процесс. Тренд популярен не только среди миллениалов, но и среди всех представителей бизнес-класса».

 

Офис как сервис 

Коворкинги подарили нам бизнес-модель «space as a service». Отказ от физического пространства стремительно набирает популярность в нашей стране. Целевая аудитория пространств — миллениалы. Молодые специалисты предпочитают работать удаленно или переходить из одного коллектива в другой. Проектам с часто меняющейся командой выгодно арендовать подобные рабочие места. Зачем переплачивать за огромный офис для пяти человек? Такого принципа придерживаются небольшие рекламные, туристические агентства и проектные бюро.

Кабинеты внутри больших офисных пространств становятся решением и для крупных компаний. Пользователей не удержать банальной арендой рабочего стола и чаем с печеньками. Организации развивают дополнительные услуги, включаясь в сервисную конкуренцию. За фиксированную плату посетитель довольствуется тем, что на аутсорсинге стоило бы дороже. Например, резиденты могут получить ведение документации ФЛП, закупку офисной техники, медицинское, юридическое и логистическое сопровождение.

 

Дело не в стенах 

Закрепленные за конкретными сотрудниками рабочие места уходят в прошлое. Компьютеры уже не такие громоздкие, а бесплатный быстрый интернет есть в парках и кофейнях. Мы же стали более мобильными и можем смело менять рабочие локации.

«Такие тенденции есть в мире, и уже доходят до нас. Например, hot desking, когда несколько сотрудников работают на одном месте попеременно», — говорит специалист по недвижимости Игорь Балака.

Главным драйвером роста коммерческих апартаментов стал IT-сектор. По словам Ильи Кенигштейна, сегодня в мире насчитывается около 22 тысяч коворкингов с десятками миллиардов долларов общего оборота.

Это не просто очередной тип офисной недвижимости. Здесь заложена философия нового стандарта сотрудничества. Сотни тысяч фрилансеров, стартапов и компаний делят пространство, работая бок о бок и обмениваясь опытом.

 

Место, откуда не хочется уходить 

Согласно исследованиям Steelcase, от 30 до 50% сотрудников — интроверты. Открытые офисы подходят не всем. Но отчет Global Coworking Unconference 2019 показал, что 84% опрошенных находят в себе больше мотивации, работая в коворкингах, а 73% респондентов улучшили здоровье с помощью спортзалов в этих же пространствах.

Место для работы стало местом для жизни. Поэтому уютная обстановка выходит на первый план. Дизайнер Катерина Кушнаренко отмечает преобладающий в украинских офисах стиль «лофт». Мода на него сложилась из-за доступной стоимости планировки интерьера.

«Самое актуальное — это минимум деталей, лаконичные формы, но сложные цвета. Например, вместо яркого оранжевого — приглушенный терракотовый. Можно назвать это новым модерном», — считает эксперт.

Когда-то было достаточно убрать в офисе перегородки, чтобы о новшестве заговорил весь мир. Сегодня на современном ремонте помещения и «плюшках» в виде безлимитного кофе и утренней йоги не стоит останавливаться. Теперь руководителям бизнес-пространств нужно постоянно анализировать личности гостей, узнавать, мешает ли что-то их продуктивности и комфорту, изучать пользовательский опыт.

Новые офисы формируют вокруг себя сильное комьюнити. Успешность подобных идей на рынке недвижимости определяется способностью чувствовать потребности людей. Теперь важно дарить посетителям атмосферу и возможности, за которыми раньше им пришлось бы ехать в Нью-Йорк или Кремниевую долину. 

Расскажите друзьям про новость