На коммуникационном рынке Украины ожидается незначительное потепление
Медийные площадки пережили самый тяжелый год, по мнению экспертов, и в 2010 . На рынке немедийных рекламно-маркетинговых коммуникаций также обещают потепление, хоть и не значительное.
Самые оптимистичные прогнозы касаются рынка PR, ему предрекают 15-процентный рост. Практически не будет развиваться рынок BTL, ему прогнозируют всего 4% роста. В целом, объемы немедийных площадок вырастут на 7%.
Объемов рынка немедийных рекламно-маркетинговых коммуникаций и производства рекламных материалов в 2009 году и прогноз на 2010 год
Итоги 2009,млн грн | Прогноз на 2010, млн грн | % изменения к 2009 | |
BTL | 1 318 | 1 367 | + 4% |
DM | 778 | 881 | + 13% |
PR | 245 | 280 | + 15% |
Другие маркетинговые коммуникации и производство рекламных материалов | 700 | 721 | + 3% |
Всего объем рынка не медиа рекламы | 3 041 | 3 249 | +7 % |
BTL
Коммуникации BTL остаются одними из самых стабильных и востребованных на всем рекламо-коммуникационном рынке Украины. Если в 2009 рынок незначительно сократился — на 10%, то в 2010 прогнозируется незначительный рост — на 4%.
И это вполне объяснимо, ведь BTL — достаточно эффективный инструмент, так как это прямые коммуникации с потребителем. Сергей Братусев, директор по маркетингу McDonald’s в Украине, сообщил, что в 2010 сеть ресторанов быстрого питания будет делать ставку в своих рыночных стратегиях на мерчендайзинг, которому предрекают в 2010 самый большой рост из всех ведь BTL-услуг — 10%.
Негативные прогнозы экспертов коснулись лишь сегмента событийного маркетинга, падение которого в 2009 составило 40%. «Event-маркетинг практически не был востребованным в 2009, и только сейчас, под Новый год, появились незначительные заказы на корпоративы и другие ивенты», — объясняет Иветта Диликатная, представитель Международной ассоциации маркетинговых инициатив. В 2010 рынок событийного маркетинга ожидает падение на 7%.
Итоги 2008, млн грн | Итоги 2009, млн грн | % изменения к 2008 | Прогноз на 2010 год, млн грн | % изменения к 2008 | ||
Объем BTL-рынка, всего | 1 456 | 1 318 | — 10% | 1 367 | + 4% | |
В том числе: | ||||||
Sales promo | 424 | 339 | — 20% | 346 | + 2% | |
Trade promo | 460 | 552 | + 20% | 607 | + 10% | |
Событийный маркетинг | 295 | 177 | — 40% | 165 | — 7% | |
POSM | 277 | 249 | — 10% | 249 | 0% |
PR
2009 стал годом выживания сильнейших на украинском рынке PR-услуг, общий объем которого сократился на 40%. Компании массово отказывались от PR в пользу более практичного медийного маркетинга.
В 2008 активными были процессы слияния и поглощения в украинском бизнесе, которые давали зарабатывать на хлеб многим агентствам, предоставляющими услуги PR-сопровождения. В 2009 пиарщики также ожидали, что смогут заработать на активности компаний, но финансовый кризис практически заморозил процессы слияния-поглощения.
«В 2010 рынок все же вырастет, — уверенна Людмила Кречмер, глава правления и соучредитель UAPR, — но в лучшем случае эти цифры составляет 15%». К прогнозам относительно перераспределения медийных бюджетов запретных отраслей (алкоголь, табак) эксперт также относится скептически. «Я уже восемь лет работаю в этой отрасли, и мне говорят, что вот-вот медийные бюджеты алкоголя и табака «перетекут» в PR, но ничего подобного не происходит. Я даже не уверенна, дождусь ли этого вообще», — делится своим опытом Людмила Кречмер.
Итоги 2008, млн грн | Итоги 2009, млн грн | % изменения к 2008 | Прогноз на 2010 год, млн грн | % изменения к 2009 | |
PR — рынок | 408 | 245 | — 40% | 280 | + 15% |
DM-рынок
Рынок директ-маркетинга занимает достаточно небольшую часть немедийных бюджетов, а сам инструмент по-прежнему остается не совсем понятным для многих украинских компаний. Однако эксперты отмечают, что в 2009 сильно возрос интерес бизнеса к инструментам директ-маркетинга.
«2009 был годом пыток, — говорит Валентин Калашник, представитель ассоциации Директ-маркетинга, — В том смысле, что нам в три раза больше стали звонить и задавать вопросы относительно эффективности, необходимости тех или иных инструментов директ-марктеинга». Однако пока это лишь интерес, на развитие рынка ДМ и увеличение его объемов такое любопытство не повлияло.
2009 год директ-маркетинг пережил с относительной стабильностью, инвестиции от компаний в сравнении с 2008 практически не изменились. В 2010 немного потеплеет — рынку ДМ Украины прогнозируют 13процентный рост.
Итоги 2008, млн грн | Итоги 2009, млн грн | % изменения к 2008 | Прогноз на 2010 год, млн грн | % изменения к 2010 | |
DM — рынок,
В т.ч. |
783 | 778 | 0% | 881 | + 13% |
Безадресный директ-мейл | 177.5 | 197 | + 11% | 233 | + 18% |
Адресный директ-мейл | 186.7 | 166 | — 11% | 200 | + 20% |
Вкладки в СМИ и другие инструменты | 42.5 | 34 | — 25% | 35 | 0% |
Производство материалов | 250 | 215 | — 16% | 233 | + 8% |
Услуги call центров* | 90 | 126 | +40% | 132 | +5% |
Рынок адресных баз данных | 10.8 | 6 | — 45% | 6 | 0% |
Креатив, консалтинг, менеджмент проектов | 25.8 | 34 | + 32% | 42 | +23% |
Другие маркетинговые коммуникации и производство рекламных материалов
Рынок других видов маркетинговых коммуникаций, который объединяют самые различные площадки: от эмбиент и вирусов до рекламных вывесок, сократил свои объемы в 2009 наполовину. В 2010 рынок может вырасти, но это символическая цифра — всего 3%.
Итоги 2008, млн грн | Итоги 2009, млн грн | %
к 2008 |
Прогноз на 2010 год, млн грн | %
к 2009 |
|
Другие маркетинговые коммуникации и производство рекламных материалов | 1 400 | 700 | — 50% | 721 | + 3% |
Игорь Стефанюк