На долю рынка холодного кофе Nescafe в России претендуют два южнокорейских производителя
Российский рынок готового кофе в банках, несмотря на свою небольшую емкость, вызвал пристальный интерес сразу нескольких иностран ных компаний.
Как стало известно РБК daily, компания Nestle сворачивает продажи холодного Nescafe, а ее место пытаются занять сразу два южнокорейских производителя — Lotte Chilsung и Koya, известная лапшой «Доширак». В отличие от европейского концерна азиаты решили привить россиянам привычку пить из банок горячий кофе, что им уже удалось сделать на Дальнем Востоке. Однако Центральная Россия ближе к европейской культуре и вряд ли предпочтет баночный кофе более традиционным пластиковым стаканчикам.
Продажи холодного баночного кофе Nescafe Xpress стартовали в России в 2004 го ду. Тогда новый для нашего рынка продукт поставляла Beverages Partners Worldwide (BPW), созданная совместными усилиями Coca-Cola и Nestle. В 2008 году Coca-Cola провела реструктуризацию бизнеса, в результате которой в ведении BPW остался только холодный чай, а кофе был передан Nestle.
Как рассказали РБК daily несколько дистрибьюторов, еще в 2009 году Nestle прекратила продажи банок. Источник в российском подразделении компании подтвердил это и добавил, что холодный кофе выведен из ассортиментного ряда компании. «В общем объеме продаж концерна напиток занимал лишь малую долю», — пояснил собеседник РБК daily. Представитель «Нестле Россия» Марина Зибарева уверяет, что приостановка продаж является временной из-за передачи бизнеса новому импортеру.
Пока решается судьба холодного Nescafe, российский рынок баночного кофе пытаются занять южнокорейские Lotte Chilsung и Koya, известная своим «Дошираком». Для сохранения температуры корейского кофе этого в точках продаж установят тепловые шкафы.
Продажи готового кофе в банках под торговой маркой Santafe стартовали на Дальнем Востоке в середине 2009 года, сообщил представитель «Доширак Фуд энд Бевередж» — российского подразделения Koya. По его словам, в декабре были начаты поставки в европейскую часть России. Основные точки продаж баночного кофе — это придорожные кафе, АЗС и супермаркеты.
Официальный российский дистрибьютор Koya — компания «И Эф Си» поставляет баночный кофе Let’s Be на Дальний Восток уже восемь лет, замечает гендиректор компании Александр Куцаев. «Дальневосточный рынок уже занят нами, и мы пробуем привить московскому потребителю культуру потребления кофе в банках, что популярно в азиатских странах», — заявляет он. По словам г-на Куцаева, в 2009 году «И Эф Си» продала на российском рынке около 1 млн л кофе в банках, в 2010 году планируется реализовать 1,6 млн л.
Ежегодные затраты на позиционирование и маркетинг кофейных банок эксперты оценивают в 7-10 млн долл. Окупить затраты, в том числе на установку тепловых шкафов, стоимость которых составляет около 5 тыс. руб., корейцам придется за счет стоимости самого кофе. Цена банки объемом 175 мл варьируется в рознице в пределах 25-40 руб., уверяют в компаниях. В то же время корреспондент РБК daily приобрел кофе Let’s be за 55 руб. Для сравнения: стоимость Nescafe Xpress составляла 35-45 руб. за банку объемом 250 мл.
Эксперты рынка хотя и видят потенциал роста в сегменте баночного кофе, но предостерегают корейцев от излишних надежд на центр России. «Россий ский Дальний Восток живет в фарватере азиатских стран, а центральная часть страны — под европейским влиянием. В результате корейцы могут столкнуться с теми же проблемами, что и Соса Cola с Nestle», — говорит гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. По его мнению, новый продукт вряд ли сможет победить в конкурентной борьбе кофе в пластиковых стаканчиках, пить который россияне более привычны.