Новое исследование Mastercard подтверждает влияние мобильных технологий на развитие финансовой инклюзии в мире. Данные свидетельствуют, что на 15 стран приходится более 60% финансово невключённого населения, где 607 миллионов человек — владельцы мобильных телефонов, которые до сих пор не имеют банковского счета. Таким образом, благодаря мобильным технологиям большая часть населения может получить легкий доступ к преимуществам финансовой инклюзии.
В 14-ти из 15 исследуемых стран (кроме Индии) число людей с мобильным телефоном превышает количество банковских счетов на несколько миллионов. В Китае, например, такая разница достигла 204 миллионов.
Tactical Reach Index — количество людей без банковского счета, которые потенциально могли бы иметь доступ к финансовым услугам через мобильный телефон.
В случае отсутствия банковских услуг или же нечастого использования финансовых продуктов люди обычно обращаются к неформальным провайдерам: локальным сберегательным обществам, локальным кредиторам и провайдерам нелицензированных услуг по денежным переводам. Большинство людей с низкими доходами, как правило, являются опытными пользователями таких неформальных финансовых сервисов. Однако они не имеют правовой защиты, сталкиваются со значительными рисками и могут платить больше за менее качественный продукт.
Согласно исследованию, «борьба за финансовое включенность не заключается в создании кардинально других моделей поведения или построении совершенно новых рынков. Также имеется ввиду не только обеспечение доступа к финансовой системе. Речь идет о том, как добросовестные игроки рынка и регулируемые провайдеры могут создавать большую конкуренцию неформальному сектору».
Еще один важный вопрос — значительный гендерный разрыв, который может увеличиться в случае, если мобильные и цифровые технологии станут главным каналом предоставления финансовых услуг. Например, в развивающихся странах, существует гендерная разница в 8% среди владельцев банковских счетов: 67% мужчин имеют банковский счет, тогда как для женщин этот показатель составляет 59%. Во многих других странах такой разрыв вдвое больше, например, Марокко и Перу, а в Пакистане и Бангладеше наблюдается разница в 30%.
Исследование «Unravelling the Web» проведено по заказу компании Mastercard и представлено на Financial Inclusion Summit в Осло 28 марта 2019 года, организованном глобальным финтех-акселератором Fintech Mundi.