Мобильные тренды уходящего года в мире и Украине
27 Дек 2015, 12:00

Мобильные тренды уходящего года в мире и Украине

Чем ознаменовался 2015 год в mobile для мира и Украины для MMR написала Надежда Матухно, маркетинг-директор агентства ComboApp

Какие бы не были тренды и результаты уходящего года, перед глазами маркетологов с helicopter view всегда финансовые показатели компании и позитивный опыт клиента. Для их достижения в руках всегда новые инструменты, каналы продвижения и, как следствие, тренды. Так, по данным Forbes, в 2015 году 46% маркетологов воспользовались мобильными инструментами для продвижения продуктов и брендов (в 2014 году — только 23%). Также этот год — последняя возможность для маркетологов «вскочить на подножку» уходящего поезда повсеместной «мобилизации», создав отдел мобильного маркетинга или хотя бы начав сотрудничество со специалистом по мобильной аналитике.

Надежда Матухно
Head of Marketing at ComboApp

Переходя от маркетингового «общего» к мобильному «частному», 2015 год ознаменовался в том числе заявлением Google о победе мобильного траффика над десктопом в 10 странах и выпуском алгоритма «Мобайлгеддон» для повышения количества мобильных сайтов и концепции «потребность здесь и сейчас». Практически это означает то, что доля десктопного траффика уменьшается, и перспектива переходит мобильно-ориентированном диджитал, который быстро и эффективно позволяет удовлетворять потребности аудитории.

Мировые мобильные тренды уходящего года

1. Затраты на мобильную рекламу впервые превысят аналогичный показатель для десктопной рекламы

Поскольку в мире насчитывается больше мобильных устройств (смартфонов и планшетов), чем стационарных компьютеров и ноутбуков, в 2015 году на мобильную рекламу в частности в США пришлось более половины (52,4%) совокупных затрат на онлайн-рекламу. По оценке аналитического агентства eMarketer, 2015 году рынок мобильной рекламы вырос на 59% и достиг $ 30,45 млрд.

2. Мобильная реклама перемещается с веба в приложения

Все больше участников рынка, опасаясь блокировщиков рекламы в браузерах, переходят на нативную рекламу и продвижение внутри мобильных приложений.

3. iOS и Android стабилизировали конкуренцию на рынке мобильных приложений

Аналитика прошлых годов по количеству скачиваний приложений и их прибыльности показывала резкие движения основных конкурентов — iOS и Android. Но 2015 год стал годом стабилизации — платформа Android лидирует по количеству инсталлов, iOS — по прибыльности.

4. Приложения доминируют над мобильным вебом

Приложения «съедают» долю веба, так как увеличивается время, проведенное в них пользователем — и, соответственно, количество денег, им потраченных. Приложения стали важным механизмом создания user experience, отстройки от конкурентов, захвата новых рынков и просто частью почти каждого аспекта нашей жизни. Сейчас мобильный интернет все еще играет важную роль для тех компаний, которые еще не разработали мобильное приложение и для тех, кто привлекает клиентов с мобильного интернета в приложение. Реальность такова, что мобильный интернет не может сравнится с мобильным приложением по уровню качества сервиса и удобства для пользователя.

5. Мессенджеры популярны как никогда

Сейчас мы наблюдаем жесткую конкуренцию между мессенджерами и социальными сетями. У WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat и Viber около 2,125 миллиарда активных пользователей ежемесячно. Примерно ту же цифру мы получим, сложив 2,125 пользователей Facebook, Twitter, LinkedIn, и Instagram. Мессенджеры очень активно проникают в нашу жизнь и они уверенно побеждают бум соцсетей. Это подтверждает и недавний отчет Pew Research Centre — у 36% пользователей смартфонов установлены приложения для обмена моментальными сообщениями.

6. Google начал индексировать контент приложений

Самое большое событие мобильного мира в 2015 году — Google начал индексировать контент из избранных мобильных приложений, чтобы они появлялись в поисковой выдаче и открыл этот функциональность для брендов и разработчиков мобильных приложений. Теперь мобильные приложения и их поиск будут работать по правилам Google.

Мобильные тренды 2015 года в Украине

1. Мобильный контент и реклама начинают вытеснять десктоп

Украина соответствует мировым мобильным трендам. По данным Gemius, 25,4% украинцев, ежемесячно пользующихся интернетом, делают это со своих мобильных устройств.

2. Все больше людей переходит на покупки со смартфонов

По оценкам Prom.ua, с начала года количество покупок с мобильных устройств увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня каждый пятый онлайн-покупатель использует мобильный для выбора и заказа товара, а в течении 2-х лет, каждый второй будет совершать покупки с мобильных устройств.
Топ-3 категорий мобильных покупок в Украине — «Билеты, туризм», «Одежда и аксессуары», «Еда и напитки». Самый высокий средний чек — в категории «Билеты, туризм» — более 1800 грн. Сюда входят покупки авиабилетов, ЖД и автобусных билетов, а также бронирование гостиниц.

3. Мобильное видео набирает обороты

Украинские пользователи все больше времени проводят со своими смартфонами и планшетами, и все чаще смотрят на них видео. Соответственно, растет рынок видео-рекламы. По прогнозу всеукраинской рекламной коалиции, по итогам 2015 года объемы размещений видео в онлайне вырастут на 40%.

4. Рынок мобильных приложений только начинает расти

Украина присоединилась к Apple App Store спустя четыре года после запуска (локализация появилась лишь в мае текущего года), а платежеспособность населения, отсутствие привычки платить за контент и приложения привели к большей популярности платформы Android. В целом, для крупных паблишеров Украина пока не представляет интереса как самостоятельный регион, скорее рассматривается как часть «русскоязычного сегмента». В этом есть и плюсы и минусы.

С одной стороны, для инди-разработчиков такая ситуация дает больше шансов на самостоятельный выход. Удачный пример — сервисы такси Uklon и Bond, которые в отсутствие глобальных игроков, таких как Uber (недавно стало известно, что сервис все же запустится в Украине), получили бизнес-возможность и воспользовались ей, заняв пустующую нишу. Также небольшая емкость рынка дает возможность разработчикам тестировать свой продукт или бизнес-модель перед выходом на более крупные рынки.

С другой стороны, нишевость рынка не мотивирует крупных игроков адаптировать сервисы и продукты, задумываться о локализации и особенностях позиционирования.
Стоит отметить, что с появлением в 2015 году 3G-интернета, многие компании стали задумываться о присутствии в mobile вебе, либо о создании своих приложений, даже не смотря на текущую экономическую ситуацию. Особенно это актуально для контент-ориентированных бизнесов и e-commerce компаний. Бренды и компании пытаются разобраться с тем, как ведет себя их целевая аудитория на мобильных устройствах. Все это приведет к выходу большего количества брендов и компаний в украинский сегмент магазинов приложений.

Что год грядущий нам готовит?

В новом году мобильный маркетинг is a must. Но в нем также выделяются тренды, на которые стоит обратить внимание в 2016 году, ведь приложения и мобильные сайты будут продолжать забирать долю внимания пользователей. Приложение как call to action маркетинговой кампании будет приносить лучшие результаты, чем направление пользователя на вебсайт компании.

В 2016 будут говорить о глубинных ссылках (deep linking), ретаргетинге, нативной рекламе, стриминге и работе с безбраузерными платформами, такими как Apple Watch и TV.
Каждая компания или бренд, у которых есть мобильное приложение, могут называть себя мобильными паблишерами. Мобильное приложение is the new black — необходимое условие для распространения контента, развлечения, повышения продуктивности, онлайн и оффлайн коммерции. 2016 год будет еще одним годом развития и восхитительных маркетинговых открытий. По мнению AppAnnie, в 2016 стоит следить за такими трендами:

Google Now: как использовать глубинные ссылки и контекст, чтобы пользователь или клиент легче находил приложение.

eSports: хороший источник прибыли для игровых паблишеров.

Мессенджеры: культурные отличия общения между жителями Востока и Запада (WeChat vs WhatsApp).

Сервисы «Из-Online-в-Offline» (O2O): прогнозируется развитие в Азии.

Приложения для повышения продуктивности: новые методы ввода информации повлияют на выход новых приложений.

Финансовые услуги: изменения в сфере ритейл банкинга.

tvOS: расширение экрана при помощи смартфона.

YouTube Red: сервис подписки на контент без рекламы.

«Интернет вещей»: развитие вертикальных и бизнес применений.

Дополненная и виртуальная реальность (AR/VR): основные игроки на рынке контента будут «первопроходцами» этих инструментов, но в 2016 сохранится ажиотаж по поводу них.

Расскажите друзьям про новость