Доля мобильного трафика в Украине составляет примерно 40%. Об этом и о том, что эта цифра стремительно растет пишут везде и всюду.
Что же это значит в разрезе конкретного бизнеса?
- 40% пользователей, которые потенциально хотят у вас что-то купить, совершают поиск с мобильных устройств.
- Почти половина рынка, и это только на данном этапе, остается вне поля вашего воздействия, если вы не имеете мобильной версии сайта, адаптивной верстки или мобильного приложения.
- Эти пользователи способны вырастить ваши продажи в разы, если вы будете работать с мобильным трафиком, а не упорно его игнорировать.
Но стоит ли тратиться на мобильное приложение или достаточно адаптивной верстки? Решит ли мобильное приложение задачи вашего e-commerce проекта и что вообще можно решить с его помощью? В каких нишах мобильное приложение актуально?
Чтоб помочь читателям разобраться во всем этом и структурировать имеющийся опыт, я подготовила цикл статей, в которых постараюсь рассказать обо всем на доступном языке, опираясь на реалии украинского e-commerce.
В мобильных приложениях денег нет…
Принято говорить, что рынок мобильных приложений в странах СНГ не развит вообще, а пользователи в Украине не платят за приложения. Это так, но важно не путать рынок мобильных приложений в категориях игры, виджеты и, например, социальные сети с мобильными приложениями категории “Покупки”. Это абсолютно две разные ниши и они требуют совершенно разного подхода. Бизнес, который живет в мобайле не уходит в веб, а веб, как раз наоборот, чаще всего представлен в онлайне и в мобильных приложениях.
Сейчас мобильный трафик для маркетологов — это темный лес. Все знают, что нужно с ним как-то работать, все понимают, что если не работать с ним уже сейчас, то есть риск проиграть своим конкурентам с серьезным отставанием, но, к сожалению, стадное чувство долга не приводит к видимым результатам. Понимать и делать — «две большие разницы», хоть и взаимосвязанные.
Кроме того, сейчас до сих пор мало кто знает, что делать со связкой офлайн+онлайн, а тут уще нужно ломать голову над более сложной цепочкой: офлайн+онлайн+мобайл.
Как понять, что моему ecommerce нужно активно работать с мобильным трафиком?
- Чтоб ответить на этот глобальный вопрос, для начала придется отыскать на другие — менее масштабные. Достаточно будет трёх:
- Актуален ли мобильный трафик для моего бизнеса?
- Как быть представленным в мобильном онлайне — сайт или приложение?
- Как продвигать свое мобильное приложение и получать с него прибыль?
Ответы будем искать в собственном Google Analytics:
1. Делаем отчет по посещению сайта в разрезе девайсов (компьютер, планшеты, мобильные телефоны) в Google Analytics или любой родной для вас системе аналитики за весь возможный период и анализируем темпы роста, а не доли трафика
Можно воспользоваться таким кастомным отчетом из галереи решений Google, для генерации отчета просто ждем кнопку Import и выбираем нужный ресурс.
2. Далее делаем тоже самое, только не по посещениям, а по коэффициенту транзакции, среднему чеку и количеству покупок.
В идеальном мире, у вас должна быть настроена кросс-девайсная аналитика, которая дает понимание с каких девайсов пользователь взаимодействует с вашим магазином. Но я уверена, что у вас ее нет, поэтому описываю другой способ анализа мобильного трафика и его ценности.
Можно упростить задачу и просто посмотреть долю прибыли с мобильного трафика, воспользовавшись, этим отчетом.
3. Если доля мобильного трафика на вашем сайте составляет сегодня больше 20% и темп его роста стремительнее, чем рост десктопа, значит очевидно, что пользователь всячески пытается у вас что-то купить с мобильного телефона.
4. Далее нужно понять, что пользователя больше всего интересовало и тут нужно построить отчет по посещаемости категорий с мобильных устройств. Для наглядности можно построить тепловые карты, чтобы понимать, какие категории наиболее актуальны.
5. Идем в отчет по демографии и сравниваем возрастные показатели для пользователей дескопа и мобайла. Скорее всего аудитория с мобильных устройств будет моложе — 18-24, так сказать, новое мобильное поколение.
Этих данных вполне достаточно, чтобы понять нужно ли вам работать в направлении мобильного трафика или нет.
Мобильное приложение или адаптированный сайт?
Вообще, вопрос стоит не совсем так. Тут стоит отталкиваться от нескольких факторов:
- Без сайта заточенного под мобильные вам не обойтись. Адаптивная верстка или отдельная мобильная версия — не имеет значения. Но адаптировать сайт для мобильной выдачи просто необходимо, тут даже не имеет смысла думать. Мобильный сайт — это первая точка взаимодействия пользователя с вашим бизнесом. Без него вы теряете значительную часть трафика.
- LTV. Если пользователь совершает покупки в вашем магазине с высокой периодичностью, то мобильное приложение — это тот инструмент, который позволит увеличить количество транзакций в несколько раз.
Мобильное приложение уже давно не только отдельный бизнес, который живет сам по себе и не связан с вебом, а-ля мобильные игры, счетчик калорий и to-do листы.
Если посмотреть реально на бизнес в Украине, то выглядит это так:
В общем-то рынок мобильных приложений в Украине есть и он продолжает формироваться.
Мобильное приложение — это дорого.
Я часто слышу, что мобильное приложение — это дорого, и отчасти это так. Но давайте признаемся себе, сайт — тоже дорого, и его поддержка дорого, и его продвижение тоже. Вообще «дорого» — это не метрика для бизнеса, тут работает другая — рентабельность.
Пожалуй, можно выделить несколько тематик интернет-магазинов, для которых мобильное приложение будет хорошим вложением: одежда, косметика, продукты питания, книги. Например, отгружать шифер через приложение это абсурд, не поддавайтесь массовой истерии. Исследуя аналитику посещения своего сайта, как я описала выше, вы можете выделить одну-две категории в мобильное приложение, если это действительно актуально для вас. Мобильное приложение — это рабочий инструмент, но оно не пацанея, которая подойдет всем и это важно понимать.