Мобильный спам
Мобильные операторы начали активно зарабатывать на мобильном маркетинге. В частности, абоненты Киевстара получили значительное количество актуальных рекламных сообщений. В одном из них было предложение поучаствовать в тотализаторе от мэра КиеваВ начале февраля абоненты мобильного оператора Киевстар получили сообщение с коротким номером 435 контент-провайдера iSystem international (инициатора рассылки) с предложением поучаствовать в тотализаторе и получить главный приз от Леонида Черновецкого в $100 тыс. Стоимость одного SMS-сообщения для желающих сделать ставку составляла 6,38 грн.По распространенным в СМИ данным, первый день скачек принес доход от SMS-голосования в 1 млн. грн. В свою очередь мэр Киева Леонид Черновецкий заявил, что комиссия компании мобильной связи, которая обслуживала мероприятие, а также услуги контент-провайдера обошлись в 200 тыс. грн. Сам оператор не подтверждает сумму дохода, полученного от данной рассылки в преддверии скачек, и отмечает, что в будущем намерен утверждать тексты сообщений (хотя на запрос, отправленный ММR, указан положительный ответ на вопрос об утверждении текстов SMS-сообщений ранее).В частности LEAD9 Marketing (компания-партнер Киевстара), занимающаяся SMS-рассылками, считает рассылку от мэра несанкционированной, хотя подобные сообщения получили абоненты данного оператора: «У Киевстара существует ряд правил, как, например, не посылать внешнюю рекламу контрактным абонентам безлимитных пакетов и тому подобное. Но в последнее время даже эти абоненты получают несанкционированную рекламу. В частности я недавно получал рассылки на автомобили Шкода, поставки товаров из Китая и ТРК Киев/Леонида Черновецкого. Это однозначно негативно влияет на имидж оператора, но не всегда оператор может эти рассылки контролировать, ведь их можно осуществить из сети другого оператора, который предоставляет такую услугу. Базу для несанкционированной рассылки можно сгенерировать на компьютере (например, от 8 067 100 0000 к 999 9999), и, наверное, можно купить на черном рынке», — комментирует ситуацию директор агентства интерактивного маркетинга LEAD9 Назар Грынык.На сегодняшний день SMS-рассылки на номера всех украинских абонентов предлагают два отечественных оператора — Life и Golden Telecom и ряд западных компаний. Другие телекоммуникационные компании предлагают рассылки по базе своих абонентов. «Любая компания может прийти к мобильному оператору и договориться о SMS-рассылке через его платформу или через посредника — одну из компаний-партнеров, которые занимаются SMS-рассылками. Для рассылки нужно иметь свою, легально собранную базу телефонных номеров. В отдельных случаях оператор может осуществлять рассылки по своей базе, но это, как правило, касается только рекламы контент-услуг (логотипы, мелодии, голосования). Стоимость SMS-рассылок колеблется от10 до 40 коп./SMS, в зависимости от объема», — объясняет господин Грынык.Официальную рассылку по базе своих абонентов предлагает Life, но с серьезными ограничениями, а также Киевстар. У обоих операторов возможны выборки по таким параметрам, как регион, уровень платежей, пользования теми или иными услугами оператора и пр. По словам господина Грыныка, содержание сообщений оператором контролируется и проходит утверждение. Хотя после SMS-рассылки мэра пресс-служба Киевстара заявила, что будет более тщательно подходить к согласованию текстов сообщений. По мнению субъектов рынка, такой вид рекламы очень эффективен. Согласно исследованию КМИС, проведенному в конце 2008 года по инициативе LEAD9, украинцы в возрасте 18-55 лет читают 90% рекламных SMS-сообщений, которые получают. При этом подавляющее большинство абонентов не прочь получать рекламные SMS, если они интересны и полезны данной ЦА. «Один из наших клиентов недавно признался, что одной лишь SMS-россылкой по своей базе заполняет свой ресторан на вечер», — делится Назар Грынык.