«Мобильный геотаргетинг в Украине потенциально нерентабельный»
12 Мар 2010, 13:49

«Мобильный геотаргетинг в Украине потенциально нерентабельный»

«Мобильный геотаргетинг в Украине потенциально нерентабельный»

Если вы, скажем, поедете на выходные в Лондон и дадите местному оператору согласие на определение своего местонахождения, то можете ждать на свой телефон самую различную геотаргетированную рекламу: от предложения зайти на чашку капуччино в кофейню за углом до анонса о скидках для туристов в одном из местных музеев.

 

Геотаргетинг набирает обороты, как достаточно эффективный вид , и западные социальные сети в порядке очереди запускают соответственные геосоциальные сервисы. Первопроходцем в этой области стал Twitter, с помощью приложений которого каждый пользователь может в любой момент указать свое местоположение, что предоставляет колоссальные возможности мобильной рекламе (кстати, доход Twitter в 2009 году составил $700 млн., основной источник — реклама).

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

 

По следу Twitter пошел и интернет-гигант Google, который в начале месяца использования местоположения потребителя для показа рекламных объявлений, которая призвана связать местоположение с ценами на рекламу, а также выбрать в зависимости от географических данных одну из нескольких рекламных страниц. Таким образом, любой пользователь сможет, к примеру, по запросу «кофейня» увидеть рекламу кофеен, которые находятся в радиусе километра.

 

Facebook также решил не отставать от этого тренда: в конце апреля социальная сеть планирует представить услугу, которая . Этот ход конем убирает сразу две пешки: позволяет удержать лидерскую нишу, на которую очень активно претендует Twitter, а также предоставляет дополнительные возможности для монетизации социальной сети благодаря доходам от мобильной рекламы.

 

Два критических «не»: недоступность, нерентабельность

 

В Украине канал мобильной рекламы используется брендами преимущественно для SMS-анкетирования и анонсирования различных акций, но уже сейчас стартуют первые акции с географической привязкой.

 

«Мы готовим кампанию для производителя товаров для маленьких детей. Рассылаем SMS молодым мамам, в которых рассказываем, что рядом с их домом находится такой-то магазин, где на такой-то полке находится определенный товар для ребенка, — рассказывает Валентин Калашник, президент Украинской ассоциации директ-маркетинга. — Мы два года вели анкетирование и выдачу подарков в роддомах, что позволило собрать колоссальную базу данных».

 

Валентин Калашник также заметила, что с начала года поступило более пяти заявок от крупных клиентов на проведение аналогичных геотаргетированных кампаний, однако он отмечает, что оптимально по затратам и более эффективно проводить такие акции для локальных клиентов — малого и среднего бизнеса. Потребительский feedback в таком случае может составить 10% и больше.

 

В то же время украинцы еще не скоро смогут получать на свой мобильный телефон приглашение на чашку кофе и визит в музей, как за границей. И дело не только в нежелании платить за такое новшество, но и в технических проблемам подобной рекламы.

 

«Геотаргетинг развивается в мобильном маркетинге через технологию LBS (Location-based service). LBS — технология, с помощью которой определяется местоположение мобильного телефона по базовым станциям мобильных операторов. В Украине подобная технология внедрена только у оператора «Киевстар» и пока еще недоступна для использования в рекламных целях», — рассказывает Анна Бегун, старший менеджер по работе с клиентами агентства мобильного маркетинга LEAD9.

 

Эту мысль подтверждает и другой эксперт рекламного рынка — Татьяна Березовская, директор интернет агентства Mediacom, которая отмечает, что подобные технологии в Украине не только недоступны, но и потенциально нерентабельны.

 

«Геотаргетинг, о котором идет речь, возможен, когда человек использует 3G сети. GSM стандарт делает слишком большой разброс из-за менее технологичного оборудования на вышках. Таким образом, рекламу магазина, находящегося в пределах квартала, можно показывать потребителю лишь в 3G сетях благодаря их точности вычисления месторасположения». Существенным недостатком пока является и невозможность охватить 100% региона из-за разных типов подключения, разных технологий провайдеров.

 

Собрать друзей на пиво с помощью Twitter?

 

Twitter стремительно набирает обороты в мире и по праву считается главной площадкой, с помощью которой пользователи информируют о своем местоположении (о программах для мобильного таргетирования читайте в материале «»). Сервис идеально подходит для мобильных устройств, чем фактически и завоевал такую популярность. Украинская аудитория сети микроблогов также старается не отставать от мировых тенденций. Так, по данным, предоставленным компанией «Яндекс», количество пользователей Twitter составляет 16 тыс., из них 33,5% делают записи ежедневно.

 

«Популярность Твиттера на Западе объясняется, на самом деле, его тесной интеграцией с мобильными операторами. Подписавшись на человека (его твиттер), можно бесплатно получать текст его твитта спустя пару минут после опубликования. Именно этой, уникальной на момент запуска Твиттера возможностью и продиктован размер твиттов — 140 символов (практически размер SMS-сообщения). К примеру, пользователь пишет в Твиттер: «Ребята, нахожусь в Бочке на Петровке, пью пиво. Камон ко мне». 15 человек бесплатно получают sms с потенциально нужной информацией», — объясняет Татьяна Березовская.


По мнению большинства экспертов, в Украине социальная сеть в ближайшее время вряд ли завоюет такую популярность, чтобы стать рентабельным источником для мобильной рекламы с привязкой к географическому таргетингу.

 

С другой стороны, украинским пользователям более интересны локальные социальные сети, такие как «ВКонтакте» и «Одноклассники», поэтому большинство брендов будут поддерживать свое присутствие именно там. В связи с этим бума геотаргетированного мобильного маркетинга не будет. По крайнем мере, в ближайшее время.

 

Игорь Стефанюк

Расскажите друзьям про новость