Минута на презентацию продукта, или Как привлечь инвестиции в стартап
10 Июл 2019, 14:30

Минута на презентацию продукта, или Как привлечь инвестиции в стартап

Денис Кравченко, CTO в AdCel & Go To-U, делится эффективными способами по привлечению инвестиций в стартап

Большинство бизнес-стартапов обычно начинают свою деятельность при наличии двух факторов: большой веры в свой продукт и финансов. Обязательное требование для процветания любого бизнеса — капитал. Кропотливый, но захватывающий путь от идеи до бизнеса, приносящего доход, требует топлива под названием «инвестиции». 

Как же убедить других людей, что потенциальный ROI в вашем бизнесе достоин их внимания? Безусловно, ваша бизнес-идея может казаться идеальной, но будем честными: чтобы в продукт хотели вкладывать финансы, вам, как минимум, необходимо выстроить адекватный план развития бизнеса. Для привлечения капитала вам необходимо рассчитать потенциальную прибыль и возможные риски, а также показать достойную конкурентоспособность продукта на рынке. Как только построенная вами модель будет убедительной для инвестора, вы станете привлекательным стартапом для инвестиций. 
Денис Кравченко, CTO в AdCel & Go To-U, делится способами, которые помогут вам привлечь капитал в стартап. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Роль нетворкинга для вашего бизнеса

При поиске способа налаживания связей с потенциальными инвесторами следует учитывать, что не на все ваши письма будут получены ответы. И встреча с ними может быть единственным способом познакомиться. Сетевые мероприятия и нетворкинг как раз предназначены для этого. Если в вашем городе есть инвесторы, желающие потратить деньги на новый стартап, они определенно будут гостями подобного события. Следить за локальными предстоящими встречами можно через сервис Meetup. Очень важно заблаговременно подготовиться, просмотреть список ключевых участников на официальном сайте конференции и связаться с ними напрямую. Используйте социальные сети или почту, пробуйте договориться о личной встрече во время события. Более того, стартап следует поручить представлять лучшему менеджеру по продажам, который заблаговременно подготовит хорошую речь и не будет застигнут врасплох рядом вопросов. Вас могут спросить, чем уникален ваш продукт, чем вы лучше конкурентов. В большинстве случаев у вас будет не больше минуты, чтобы представить свой продукт инвестору.

Благодаря налаживанию связей через подобные события расширяется круг ваших бизнес-знакомых, тем самым вы понемногу входите в мир предпринимательства. Примером может быть американская ежегодная конференция Techcrunch Disrupt, где инновационные стартапы делятся опытом и, конечно, ищут инвесторов. Помимо этого, на конференции проходит Startup Battlefield, битва лучших из лучших за финансирование в размерах от $50,000 до $100,000 долларов. В 2018 году победителем стал Forethought, который выиграл $100,000 долларов для развития своего бизнеса. Безусловно, большинство подобных мероприятий происходит в Силиконовой долине. Но если вы начинающий предприниматель из Украины, не вешайте нос — во Львове проходит конференция IT Arena. В прошлом году благодаря этому событию украинский стартап Liki24 получил денежное вознаграждение в размере $10,000, а общий призовой фонд составил $70,000.

Обратитесь к акселераторам

Следует упомянуть такой способ привлечения капитала, как акселераторы. Это программы поддержки стартапов, предназначенные для ускорения развития компаний или идей на ранних стадиях посредством предоставления образовательной программы, экспертного руководства и финансирования. Более того, акселераторы располагают ресурсами и контактами с потенциальными инвесторами, чтобы найти вам последующее финансирование и как итог получить хорошую прибыль с успеха вашего бизнеса. Есть акселераторы, которые курируют проекты абсолютно безвозмездно, но некоторые забирают определённый процент будущей компании и получают свою прибыль. В среднем они просят 3-8%. Даже если у них будет малый процент в начале пути, по мере развития стартапа, будет приумножаться и прибыль акселератора. Однако, не всегда, присоединившись к акселератору, вы сразу отдаете определенный процент своего бизнеса — все зависит, насколько вы готовы к этому. По версии, 10xfactory, лучшим акселератором 2019 года стал Y Combinator, и это не удивительно — они выпустили такие знаменитые бренды, как Airbnb, Stripe, Dropbox, Reddit. Еще один американский акселератор Plug and Play Tech Center вырастил Google, PayPal и Zoosk. Не стоит забывать и про наших соотечественников. В 2018 году украинский стартап Zirity, мобильное приложение, позволяющее примерять очки в режиме реального времени, вошел в европейский акселератор Startup Wise Guys. Их обучение продлится 12 недель и они смогут претендовать на инвестиции размером в 30,000 евро.

Подготовьтесь к демодням

Хочу также подчеркнуть возможности, которые предоставляют демодни. Демодни — это своего рода выпускной из акселератора. Их цель в том, чтобы стартапы презентовали свою идею, показали, чему научились у экспертов и, конечно, привлекли инвестиции. Акселераторы устраивают мероприятие, где, помимо представителей стартапов, собирают ключевых лиц из фондов. У начинающих предпринимателей есть 10-15 минут, чтобы продемонстрировать основной функционал продукта на сцене с презентацией и речью. Перед вами в зале будут ваши коллеги-предприниматели и VC инвесторы. Иногда в процессе голосования жюри вручают приз лучшему, по их мнению, представленному стартапу. 500 Startups придумал необычную концепцию и назвал её Demo-Ween, проводил демодень в стиле Хэллоуина. Представители стартапов и инвесторы наряжалась в костюмы, веселились и заключали удачные сделки. Данное мероприятие помогло сохранить посещаемость, несмотря на то, что оно проходило в день праздника, и привлекло на 50% больше международных инвесторов. После такого успеха 500 Startups решили сделать ежегодной традицией. Список предстоящих демодней популярных акселераторов вы можете посмотреть на Crunchbase.

Также есть специализированные узконаправленные акселераторы — это может быть экология, чистая энергия и т.д. Например, наше мобильное приложение Go To-U создано для водителей электромобилей. Приложение помогает не только найти точку, где можно подзарядить автомобиль, но и дает возможность зарезервировать зарядку на определенное время и начисляет бонусы за использование. И поскольку наш сервис направлен на улучшение транспортной инфраструктуры, мы прошли такие акселераторы, как Climate-KIC Accelerator и Volkswagen Future Mobility Incubator.
Поэтому обязательно следите за предстоящими датами для подачи заявки в акселератор вашей мечты, так как, увы, они не проходят еженедельно.

Стартап следует поручить представлять лучшему менеджеру по продажам, который заблаговременно подготовит хорошую речь и не будет застигнут врасплох рядом вопросов.

Денис Кравченко
CTO в AdCel & Go To-U

Product Hunt — ключ к инвестициям

Следующий способ привлечения инвестиций и потенциальных клиентов/партнеров — Product Hunt, отличная платформа для любых стартапов. И так как сайт имеет большой охват аудитории, ранних последователей и VC скаутов, это одна из хороших возможностей продемонстрировать свой продукт миру. Сервис в рейтинговой системе выставляет самые популярные продукты на основе пользовательских голосов— апвоутов. Целевая аудитория Product Hunt — инвесторы, журналисты, технические евангелисты, разработчики и люди из индустрии. Быть замеченным хотя бы одной из них немаловажно для начинающих стартапов. Что касается инвесторов, они подписаны на определенные тематики проектов, в которых заинтересованы, а если бизнес-идея находится на верхушке рейтинга, они могут обратить внимание и связаться с вами первыми. Примером успешной реализации продукта на Product Hunt может быть Robinhood, бесплатное брокерское приложение, которое позволяет инвестировать без дополнительных затрат. Их кампания позволила им собрать 176 млн долларов общего финансирования и дала возможность рассказать о своем приложении на разных платформах. Product Hunt — отдельный мир, который не терпит людей, просто ищущих бесплатное продвижение или тех, кто хотят искусственно накрутить голоса в рейтинге. Это ресурс для тех, кто действительно хочет помочь инновационным идеям достичь успеха.

Директории — наше все

Есть множество директорий, где стартапам необходимо быть. Среди них Betalist, Index.co, Download.comGust.comf6sStartupBlink. Все, что вам нужно, — это создать профиль компании, а ресурсы уже сами помогут вам быть на виду у ваших целевых аудиторий. Например, на Download.com вы можете получить первые скачивания и пользователей своего продукта, а на Index.co — привлечь финансирование, подаваясь на стартап-битвы. 

Есть и такие платные сервисы, как Crunchbase Pro (29$/месяц) и PitchBook (около 20000$ в год), которые открывают больший функционал для поиска инвесторов. Преимущество данных инструментов — возможность использовать фильтры по индустриям, информации направленности инвестиций фондов, стадиям (seed, A, B, C) и размеру чека. Расширенный поиск поможет вам найти венчурный фонд, потенциально заинтересованный в вашем продукте. После создания и публикации профиля своего стартапа на сайте проведите анализ фондов, специфику компаний, в которые они вкладывают деньги. Связаться с инвесторами можно несколькими способами. Первый — найти их профиль в социальных сетях (Facebook, Linkedin) или электронную почту в сети. В случае, если выйти на контакт так и не получается, ищите локальные мероприятия, на которых их можно застать.

Суммируя вышесказанное, приходим к выводу, что нет единой формулы успеха для получения инвестиций, но есть правила, которые помогут заинтересовать потенциального инвестора. Выбирайте метод привлечения финансовой поддержки, исходя из особенностей своего продукта. Помните, что фонды и инвесторы выбирают стартап по определенным принципам, таким как объем рынка, наличие четкого плана развития продукта. После возникновения бизнес-идеи сделайте все, чтобы ваш продукт был востребованным как для инвесторов, так и для клиентов.

Расскажите друзьям про новость