Минимализм
Во второй половине XX века мир охватило глобальное арт-течение, затронувшие все сферы жизни: искусство, бизнес и быт. Имя этому течению — минимализм. Минимализм — это стиль, которому присуща исключительная лаконичность, ясность и простота.
Минимализм как культурное течение стал реакцией на излишества и вычурность первой половины прошлого века. Потребитель как таковой стал избирательней и конкретнее. Появилось понятия отторжения «рекламного шума», нагромождения ненужных деталей. На смену громоздким иллюстрациям и насыщенной цветовой палитре пришли умеренность и спокойствие.
Это, однако, не значит, что минимализм не может привлечь внимания с первого взгляда — наоборот, сообщение с минимальными затратами цвета, лаконичной композицией и использованием 2-3 основных цветов создает гораздо более сильный акцент.
Свое применение этот стиль нашел в дизайне, моде, рекламе, маркетинге и литературе. Так, в дизайне интерьера ориентиром для этого течения служит этнический минимализм — японский: ничего лишнего, лишь самое необходимое. В минималистском интерьере акцент делается на четкие линии и объемное пространство — как можно больше света, воздуха, простора.
Особое распространение минимализм получил в рекламе XXI столетия. Тенденция к этому стилю четко прослеживается в рекламной политике ведущих мировых брендов. Изменениям в пользу минимализма подвергается все: дизайн печатной продукции, видеоролики, рекламные тексты и маркетинговые стратегии в целом.
Так, глобальное течение отразилось в процессе ребрендинга многих транснациональных и мировых брендов: изменились представления об идеальном логотипе, принте, графическом начертании, шрифтах и пр. Вот как изменились логотипы известных брендов за прошедшие десятилетия:
Эволюция логотипа Google
Эволюция логотипа Apple
Эволюция логотипа Pepsi-Cola
Эволюция логотипа Canon
Эволюция логотипа Kodak
Эволюция логотипа FedEx
Эволюция логотипа BBC
Эволюция логотипа Audi
Эволюция логотипа IBM
Принты:
Реклама демонстрирующая как хороша была бы наша жизнь, если поиск обычных бытовых вещей был бы так же прост, как поиск Google.
Реклама госпиталей Aleman: Потому что дети делают не то, что говорят родители.
Реклама стойких маркеров Faber Castell.
Реклама Lego: сила воображения плюс сила возможностей.
Минимализм в рекламных роликах:
Минимализм в рекламных кампаниях
Denver Water
В маркетинге же минимализм предстает как наиболее лаконичный и емкий способ обращения к потребителю. Так, одной из самых эффективных маркетинговых коммуникаций становится интерактивный метод воздействия — прямое взаимодействие потребителя и продукта (либо представителя продукта).
Ярче всех в этом плане проявили себя победители номинации CyberLions на всемирно известном фестивале рекламы Cannes Liones. Так, на сайте Voltswagen, выполненном в классическом минимализме, посетители могли сами подобрать конфигурацию своего автомобиля и даже совершить виртуальный тест-драйв.
Так же поступили и в компании, производящей автомобили марки Mini. Сайт был ориентирован на женскую целевую аудиторию, потому и дизайн был выполнен с соответствующим уклоном, однако без каких-либо излишеств.
Далее по списку победителей — веб-портал разработанный для мебельной компании Ikea. На сайте вы попадаете в круговорот культурных различий, где главная роль достается кухонной мебели. Эту работу специалисты выделяет как наиболее удачную, ведь именно здесь продукт — ключевая фигура кампании, он привлекает внимание только к себе и ни к чему больше.
Что же объединяет эти рекламные и маркетинговые проекты? Безусловно, исключительная лаконичность, минимальное количество элементов, отсутствие вычурности, метафор, информационного «мусора». Именно эти черты и присущи минимализму — наиболее актуальному течению нашего времени в быту, культуре и, конечно, в маркетинге.