Михаил Царев о киевской прописке фестиваля Linoleum и рекламной анимации
07 Июл 2014, 11:33

Михаил Царев о киевской прописке фестиваля Linoleum и рекламной анимации

6-28 сентября в Киеве будет проходить IX Международный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum

Михаил Царев о киевской прописке фестиваля Linoleum и рекламной анимации

6-28 сентября в Киеве будет проходить IX Международный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum. Рекламному сообществу фестиваль интересен своей ориентацией на интеллектуальную анимацию как вид современного искусства, для создания которого используются технологии новых медиа, а также специальной конкурсной категорией «Анимация в коммерческой рекламе». Примечателен фестиваль еще и тем, что, будучи основан в России, в 2014 году он сменил свою «прописку» с Москвы на Киев.

 

Прием конкурсных работ на фестиваль — в разгаре и продлится до 31 июля. Призовой фонд — $5 тыс. На сегодня подано свыше 80 работ из 26 стран. О своевременности проведения такого события в условиях острого политического кризиса в стране и обстоятельствах переезда фестиваля в Украину MMR поговорил с основателем Linoleum Михаилом Царевым. Также мы публикуем некоторые работы из архива фестиваля прошлых лет, посвященные теме коммуникаций.

 

Михаил, что вас побуждает вот уже девять лет заниматься организацией анимационного фестиваля?

Если серьезно относиться и верить в то дело, которым занимаешься, то независимо от успехов или, напротив, отсутствия внимания, неправильно его бросать. Я верю, что организация любого мероприятия, подобного этому фестивалю, требует времени. Сначала на фестиваль должны посмотреть, пообсуждать, потом присмотреться внимательнее, затем — поучаствовать.

Сколько времени нужно, чтобы фестиваль признали и он занял свое место в списке важных событий? Неизвестно. Может, 10 лет, может, 15.

 

По вашим ощущениям, Linoleum уже признали?

Если судить по количеству посетителей — а в Москве приходили до 30 тыс. человек, — то я считаю, что фестиваль признали как событие. Также я считаю признанием разочарованные сообщения, когда я говорил, что фестиваль уехал из Москвы. И положительную реакцию в ответ на то, что он будет проходить здесь, в Киеве.

Но все-таки этот фестиваль не для аниматоров-профессионалов и не для удовлетворения чьих-то амбиций, а для публики, для общества. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы из года в год все больше и больше людей в том обществе, где этот фестиваль проходит, по-другому относились к анимации. А на это надо время.

 

Решение о переносе фестиваля в Украину вы приняли в начале марта. Не было ли вам страшно переносить его в страну, которая на тот момент фактически столкнулась с военной агрессией?

Фестиваль — это мероприятие, которое проводится однозначно не ради каких-то наград и явно не ради денег, потому что здесь их, естественно, нет. Я делаю его ради эмоционального восприятия, что он нужен. И самое большое разочарование — сделать что-то и почувствовать, что если бы ты этого не сделал, то ничего бы и не изменилось.

В то время, когда принималось решение о переезде в Киев, появилось стойкое ощущение, что здесь фестиваль нужнее и востребованнее и местными интеллектуалами, и арт-сообществом. Это ощущение и перевесило в тот момент. И я не сомневался тогда и не сомневаюсь сейчас, что период тяжелого поиска обществом своего пути развития и те противоречия, которые мы наблюдаем, все равно должны закончиться. Или, по крайней мере, люди должны пытаться сами выйти из этого состояния. И этот фестиваль — попытка помочь им отвлечься, посмотреть на работы, которые затрагивают совершенно другие темы — возможно, не касающиеся их в данный момент.

Linoleum — очень сильное эмоциональное событие. Я уверен, что любой человек увидит здесь как минимум один или два фильма, которые его по-настоящему зацепят и о которых он будет размышлять и обсуждать их с близкими. Разнообразие анимации настолько безгранично, что она действительно может достучаться до любого. И я считаю, что такое эмоциональное событие нужно именно в данный момент. Кроме того, все эти работы — жизнеопределяющие. Они направлены в будущее — в то время и общество (открытое, веселое или, наоборот, проблематичное), в которых мы хотим жить. Границы смеха и слез на этом фестивале проходят очень близко.

 

[video_4647]

 

[video_4650]

 

[video_4649]

 

В этом году вам уже подали первые украинские работы. Прогнозируете ли вы, что их будет больше, чем раньше?

Пока трудно сказать… Украинские работы у нас есть, но их немного. Из того, что я пока видел в конкурсной программе — это не больше 2-3 работ. Может быть, еще какие-то украинские работы придут во внеконкурсной программе. Мы ждем. Коммуницируем со студиями.

 

А российских работ не станет меньше?

Обычно нам присылали около 10 российских работ. Их в принципе создается меньше, чем на Западе. К сожалению, это направление искусства в России утрачено — начиная от образования и заканчивая студиями, где аниматоры могли бы создавать свои работы.

 

Вы никогда не воспринимали свой фестиваль как бизнес-проект?

Нет. Но я буду рад, если он заложит какую-то платформу для коммерческих проектов. Например, участие в организации фестиваля компании Film.UA объясняется ее заинтересованностью в развитии коммерческой анимации. Также мы пригласили агентство Havas Worldwide Kiev, чтобы оно поддержало нас в категории «Анимация в коммерческой рекламе». То есть формы и проявления могут быть разными.

Мы просто «послы доброй воли». И мы говорим: анимация — это сильнейший медиаинструмент, эмоциональное событие, идеологически очень сильная форма донесения идей. Смотрите, пользуйтесь, думайте, как ее использовать дальше: для развития детей, креатива или инициирования каких-то важных для общества тем. Это, в принципе, ничем не отличается от выставки художника, который демонстрирует свои работы, чтобы донести какое-то сообщение. Или выступления музыканта, который исполняет свое произведение. Просто в нашем случае эти задачи решаются с помощью анимации.

 

У вас есть совместная с Фондом Елены Пинчук «АнтиСПИД» социальная номинация, есть упомянутая выше номинация для рекламистов, есть категория детской анимации. А не было ли у вас соблазна сделать еще и политическую номинацию, на злобу дня?

Мы не выделяли отдельно эту тему, но по сути она и так уже есть. Тема Linoleum-2014 — «Сила разума». Она настолько широкая, что включает в себя и Евромайдан, и экономический кризис, и события на Востоке страны. Она всеобъемлющая. Это сила разума тех людей, которые сидят за столом переговоров, и тех, кто друг напротив друга стоят на площади.

Наверняка мы получим много фильмов о политике. Это не тот случай, чтобы мы исключали политику или не приглашали авторов с такими работами. Наоборот: это же не развлекательное мероприятие. Я не исключаю, что именно западные аниматоры будут присылать работы о том, что происходит в Киеве, в Украине, и как они это видят. Даже во время презентации фестиваля мы показывали французский фильм «Чернобыль» — он потрясающий, очень сильный и одновременно тяжелый для восприятия.

 

[video_4648]

Расскажите друзьям про новость