23 Авг 2023, 14:24

Меладзе и Баста в забвении, Степан Гига в тренде: как изменились google-запросы украинцев

За последние полтора года стало очевидно, что в Украине сейчас пик моды на украинское — «моды» в хорошем смысле. Украинский на пике. Меня приятно поразило то, что 9 из 10 человек, с которыми я пересекаюсь в работе, личной жизни или в сфере услуг, стали разговаривать на украинском. И еще круче, что это делают сознательные, самодостаточные и успешные люди, четко понимающие зачем это нужно. Меня особенно мотивируют друзья из Северодонецка, которые всю свою жизнь говорили по-русски, а сейчас даже друг с другом общаются на украинском.

Язык — основа идентичности, без языка нет народа. Однако не им единым! Мне стало интересно проанализировать, как с началом полномасштабной войны у украинцев изменился спрос на… украинское. Поэтому в преддверии Дня Независимости я провел собственное исследование и под диджитал-микроскопом рассмотрел динамику нескольких гугл-запросов. Кого украинцы ищут больше — Степана Гигу или Степана Бандеру? Проверил с помощью Google Trends.

Без знания истории невозможно построить будущее?

Сначала провел анализ запросов насчет истории Украины — причем на двух языках. Результат на картинке.

Зміцніть бренд роботодавця, використавши ефективні стратегії управління талантами понад 30 HR-лідерів на HR Wisdom Summit.

17 липня понад 30 спікерів з Райффайзен Банку, DTEK, ArcelorMittal та інших великих компаній поділяться дієвими практиками розвитку команди, адаптації ветеранів у робоче середовище та використання інновацій.

Забронювати участь
  • Історія України (синий график)
  • История Украины (красный график)

Решил вернуться в прошлое и проверить ситуацию, которая была почти 20 лет назад. Как видите, запрос украинцев на историю своей страны имел пиковый период в разгар Оранжевой революции в 2004-2005 годах. И интересно, что историю Украины искали почти одинаково как на украинском, так и на русском языках. Причем на русском даже немного чаще. Затем произошел спад спроса, а в 2014-2015 снова начал стабильно расти до сих пор.

Увидев определенную закономерность в графике повыше, я решил пересмотреть спрос за последние 5 лет. Данные меня удивили.

Историей Украины в Украине больше интересовались именно украиноязычные украинцы. А русскоязычные запросы, которые в 2004 году были соразмерные, составили не более 10%-15% от объема украинских запросов в Google. Теперь достаточно аргументированно звучит объяснение, почему следует перейти на государственный язык.

Батько наш Бандера. А кто это?

Историческая фигура, которую россияне боятся, как черт ладана. Степан Бандера!

Почему-то мне показалось, что до начала войны немногие украинцы интересовались им, и я не ошибся.

Как видим, с 2004 года у нас есть два пиковых периода, когда украинцы гуглили Степана Бандеру — это 2014 и 2022 годы. Думаю, такой популярности, как в 2022 году, наш Степан Бандера не имел даже при жизни. А это мы еще не учитываем россиян, их страхи и поиск живого Степана Бандеры в начале полномасштабной войны.

Вышиванка и гимн как основа идентичности

Говоря о трендах на украинское, невозможно обойти такие важные символы, как гимн и вышиванка.

И как видите, не зря я объединил эти поисковые запросы — они идут бок о бок с 2006 года. В начале был высший запрос на гимн, но дальше мы видим достаточно похожие показатели, вплоть до как бы вы думали в какой год? Конечно, до 2014 года. Именно тогда происходит изменение восприятия и запрос на украинскую идентичность, на украинскую одежду и украинский гимн. Полномасштабное вторжение еще больше совершило разрыв между прошлым и будущим, этот тренд хотелось бы сохранить и даже развить.

Стали ли украинцы учить больше язык, ходить на языковые курсы?

В первую очередь, могу сказать, что запросов на украинском у Google к 2022 году было около 20-25%. И это причина не столько знания языка, сколько качества контента, который получал пользователь, вводя запросы на украинском. Сейчас эта статистика изменилась, и часто это до 60-70% украиноязычных запросов в Google.

Но интересно было проверить именно то, стали ли украинцы учить украинский больше, чем до 2022 года, и сравнить с другими языками.

В первую очередь я взял общие запросы:

  • Українська мова (синий)
  • Англійська мова (красный)
  • Німецька мова (желтый)
  • російська мова (зеленый)
  • «русский язык» (фиолетовый)

Не нужно удивляться, что я много внимания уделил русскому, это важно для объективности картины.

Как мы видим, до 2014 года украинский язык, а точнее запрос на него, был. Но русский был почти равноправным в поисковых запросах.

Наконец в январе 2014 последовали первые существенные изменения, и запрос на украинский язык начал расти. А английский стал вторым по популярности поиска, русский же постепенно терял позиции. Но 2022 привел к еще более существенным изменениям, когда отрыв составил почти 70% населения. Второй язык по спросу все еще английский — 50%, это радует и говорит о том, что мы двигаемся в сторону Евросоюза и западных стран-партнеров в целом.

Также я проверил спрос на курсы языков, но здесь без изменений. Украинцы и дальше ищут репетиторов английского языка, спрос на изучение украинского с помощью курсов не вырос — все переходим органично и самостоятельно.

Стал ли популярнее Шевченко?

Не мог я обойти вниманием и украинскую литературу.

Для сравнения я взял наиболее популярные, по моему мнению, фигуры, с которыми мы познакомились в школе — как российские, так и украинские.

  • Тарас Шевченко (синий)
  • Леся Украинка (красный)
  • Михаил Лермонтов (желтый)
  • Федор Достоевский (зеленый)

Лидером нашего рейтинга за всю историю гугл-трендов, конечно, Тарас Григорьевич Шевченко. Чуть меньше украинцы гуглят Лесю Украину. А что прекрасно, так это то, что спрос на российских писателей упал практически до нуля. Даже вместе взятые они не могут конкурировать с украинскими. Что бы в инфополе ни говорили о все еще высокой популярности русских авторов, статистика доказывает обратное. Кроме того, с 2014 года этот разрыв и запрос на Шевченко и Украинку только рос.

Степан Гига как новый тренд

Долгое время украинцы, в том числе и я, слушали российских исполнителей. Отказаться от этого было непросто, но полномасштабное вторжение моментально отрезало желание иметь в плейлисте представителей страны-агрессора. Более 539 дней я не слушаю российских исполнителей и мой детокс-курс прошел успешно — я нашел не менее качественных украинских певцов.

Для анализа я взял следующих разноплановых исполнителей: Олю Полякову, Олега Винника, KALUSH, Степана Гигу, Океан Ельзи.


Океан Ельзи был неизменным лидером с 2004 по 2016 год. Дальше происходит феномен Олега Винника, который совершает невероятный скачок. В 2018 его популярность идет на убыль, в 2020-2022 ему конкуренцию составляет Оля Полякова. Но война вообще сменяет лидеров.

Степан Гига и KALUSH — новые тренды в поисковых запросах, и если рост KALUSH связан с «Евровидением» и победой в конкурсе, то Степан Гига для меня феномен. Мне казалось, это артист прошлого, но сейчас он на пике. Мои друзья посещают его концерты. Ну а Олег Винник из-за долгого молчания по поводу полномасштабной войны получил что получил.

Что по Басте и Меладзе?

Отдельно интересно посмотреть, точно ли тренды изменились, и украинцы меньше слушают российских исполнителей.

Все очевидно. Возможно, статистика музыкальных площадок покажет иначе, но гуглить стали очевидно меньше. Невероятно популярные в прошлом артисты после 2022 года могут конкурировать только у себя на болотах. Украинцы отказались от этой второсортной музыки, хотя, к сожалению, и не все.

Подводя итоги

Мы задавали себе вопрос, почему именно в 2022 году россия напала на Украину. Глядя на то, как рос тренд на все украинское, получили полномасштабное вторжение, но ответы более чем очевидны, когда смотрим на тренды, показывающие изменения в сознании украинцев после 2014 года. Мы все больше удалялись от русского, и это, очевидно, не вписывалось в риторику путина про «один народ».

Почти по всем запросам, год от года, все большую популярность набирал тренд на украинское, кроме музыки. Однако и в этом направлении 2022 год стал катализатором ускорения изменений в сознании украинцев. Рос не спрос на русское, а ненависть к россиянам и русскому.

В обществе сейчас много споров о «жесткой» или «мягкой» украинизации, неправильной мотивации. Но я считаю, что отказ от русского — это не мотивация, а сознание, идентичность, вопрос выживания нас как нации.

И по аналитике можем понять, что переломным в этом смысле стал далеко не 2022, а именно 2014. Это год, когда украинцы захотели разобраться, кто они, какая у них история, какие исторические фигуры для них важны. 2022 стал ускорителем, бустером того вектора, который выбрала Украина. И я рад, что любовь к своей нации, истории и языку с каждым годом только растет.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео