Медиарынок покинут десятки изданий
Павел Филенков отметил, что «падение, скорее всего, будет на уровне 20%, но чтобы быть более ответственными перед собственниками, мы заложили 30-процентное падение. Если же исходить из заявок рекламодателей на будущий год, рекламные доходы у нас могут даже вырасти на 10%». Рост у «Коммерсанта» также возможен за счет перетекания бюджета от тех СМИ, которые будут уходить с рынка.
То, что печатный рынок в будущем году лишится некоторых игроков, прогнозирует глава Роспечати Михаил Сеславинский. По его мнению, в связи с кризисом прекратят существование около 20—40 печатных изданий, в том числе глянцевых журналов. При этом вице-президент ГИПП Василий Гатов считает, что основные игроки — а это 10 издательских домов — выстоят при любых обстоятельствах. «Рынок печатных СМИ в России парадоксален. По сути, 10 издательских домов делят между собой денежные объемы. Такие бастионы не падают», — отметил эксперт. Замедление темпов роста рекламного рынка Василий Гатов связывает с тем, что рекламодатель сейчас ждет, кто из печатных СМИ выживет, а кто — нет. Ясность наступит, по мнению экспертов, примерно через полгода. Пока же все медиаигроки проводят оптимизацию бюджетов.
По прогнозам президента Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуарда Сагалаева, Новый год встретят безработными 20% журналистов. Технология подсчета проста: в начале 2009 года российские теле- и радиокомпании ожидают снижения доходов минимум на 20%, соответственно, на этот же процент будут сокращены кадры. «Компании решают, как сократить свои расходы по-разному: кто-то сокращает персонал, кто-то зарплаты, кто-то пытается держать сотрудников на прежнем уровне и ликвидировать новые проекты. Возможно, мы сейчас постепенно проходим кризисную черту. Ближе к весне ситуация начнет формализовываться, и на медийном рынке снова появится спрос на кадры», — считает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.
«Мы сократили расходы на зарплаты сотрудникам на 15—20%, в связи с чем провели сокращение штата, при этом зарплаты не сокращали», — сказал Павел Филенков.
Представители одного из самых быстрорастущих сегментов прошлого года — радио — говорят, что почувствовали кризис уже в мае. «Радио — самый оперативный вид СМИ, и оно быстрее всех отреагировало на кризис. Свидетельством тому является ситуация на рынке радио в московском регионе. По итогам года Москва упала на 8—10%, зато регионы выросли на 12—14%. Для нас сейчас самое тяжелое — это состояние неопределенности. Неизвестно, как поведут себя в будущем году наши рекламодатели: сократят ли они рекламные бюджеты, оставят ли на прежнем уровне или увеличат», — отметил вице-президент по работе с клиентами вещательной корпорации "Проф-медиа" Олег Осташевский.
«По нашим предварительным данным, 80% клиентов готовы оставить рекламный бюджет на уровне 2008 года, а вот 20% собираются даже увеличить его» — заявил он.
Представители радиосегмента утверждают, что в следующем году радиостанций меньше не станет. «Мы ожидаем даже появление нескольких новых проектов. Ведь радио по себестоимости незатратно, да и для рекламодателя оно менее накладно, чем другие медиа», — заявил Осташевский.
Другой сегмент медиарынка — интернет, который по рекламным доходам рос в прошлом году колоссальными темпами (70%), в этом году покажет рост 40—45%, а в следующем рост будет нулевым, считает гендиректор Media Selling Лев Глейзер.
Так или иначе, в настоящий момент все прогнозы по объемам рынка рекламы в разных медиасегментах можно считать умозрительными. Официальных данных из Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), на которые опирается вся медиаиндурстрия, пока нет. Эксперты ассоциации обещают сделать подсчеты в ближайшие дни. «По предварительным данным, рынок в 2008 году вырос примерно на 20%. А в 2009 году рынок не упадет и останется на уровне 2008 года, а может быть, даже вырастет на 5%», — сказал Владимир Филиппов, первый вице-президент АКАР.
СВЕТЛАНА КАЗАНЦЕВА