Медиабазар по-харьковски
29 Сен 2008, 09:20

Медиабазар по-харьковски

Харьковский медиарынок напоминает базар в южном портовом городе: на первый взгляд впечатляет, однако стоит присмотреться повнимательнее — и понимаешь, что найти здесь что-нибудь действительно качественное трудно

Медиабазар по-харьковски

Харьковский медиарынок напоминает базар в южном портовом городе: на первый взгляд впечатляет, однако стоит присмотреться повнимательнее — и понимаешь, что найти здесь что-нибудь действительно качественное трудно.
 

Практически каждый год в Харькове рождается и умирает какой-нибудь газетный проект. И не один. За последние несколько лет канули в Лету «Событие» (еженедельник, близкий к бывшему в то время директором Харьковского авиазавода Павлу Науменко), «События» (близкая к Республиканской партии), «Харьковские ведомости» (которые были близки к экс-губернатору Евгению Кушнареву), «Мегаполис» (газета Андрея Шантаровича, оппозиционного белорусского журналиста, покинувшего родину), региональные выпуски газеты «24» и «15 минут». О прекращении выпуска бумажной версии заявил еженедельник MediaPost (учредитель — Зураб Аласания), пообещав, правда, через некоторое время возродиться в Интернете в новом качестве.

 

Причина такой высокой «газетной смертности» очень проста. Первая столица Украины, претендующая еще и на эпитет «интеллектуальная», к общественно-политическим изданиям, по большому счету, равнодушна. Редкий еженедельник или ежедневка местного производства может похвастаться реализацией больше пяти тысяч экземпляров. Пожалуй, единственное исключение из этого правила — газета «Время», подконтрольная «бютовцу» Александру Фельдману. Бывшая в советские времена изданием обкома партии («Красное знамя»), она, сменив название, сумела сохранить значительную часть подписчиков и, соответственно, довольно внушительный по нынешним харьковским меркам тираж. По имеющейся информации, развить успех «Времени» планируется за счет экспансии в другие регионы, кроме того, не исключено, что на базе издания будет создан медиахолдинг. Чего нельзя сказать о еще одном «печатном долгожителе» — «Вечернем Харькове» (его связывают с именем Александра Кагановского, зятя Евгения Кушнарева).


В последнее время к проблеме читательского безразличия добавилась еще одна: заметное сокращение количества числа газетных киосков. Их просто демонтировали. Официальная версия городских властей: фирма «Пресса Харьков», которая, как утверждают в мэрии, связана с губернатором Арсеном Аваковым, не оформила необходимые документы на землю под киосками, в том числе и договор аренды. Неофициальная — банальный передел рынка. По Харькову ходили слухи, что на рынок распространения планирует выйти крупная донецкая компания. Косвенным подтверждением неофициальной версии может служить и то, что недавно на месте снесенных киосков стали появляться новые.


Безусловной достопримечательностью харьковского медиапространства может считаться «7 канал». Воплощенные в жизнь «единство и борьба противоположностей» — почти по классикам марскизма-ленинизма. Каналом поровну владеют Аваков и секретарь горсовета Геннадий Кернес, за последние два года публично не сказавшие слова доброго друг о друге. Зато канал для борьбы друг с другом они используют очень активно. Выходящие на нем новости АТН (телекомпании, входящей в перечень медиаактивов Авакова) и «Харьковские известия» (производства команды «Независимой службы новостей», близкой к мэрии) как будто сняты в разных регионах, носящих, по иронии судьбы, одно название.


Надо отметить, что соблюдение неписаного правила «один канал — одна служба новостей» в Харькове давно стало большой редкостью. Скажем, на «кнопке» государственного ОТБ в вечерний прайм-тайм вещает Р-1, связанный с Кагановским. Те же новости АТН, кроме уже упоминавшегося «7 канала», можно смотреть еще на двух: «Фора» и кабельном «Фаворит-новости» (оба связывают с Аваковым). То же касается «Харьковских известий», которые показывают на АТВК и «Фаворите». До недавнего времени на трех каналах выходили и новости «МедиаПорт», однако в сентябре они остались в эфире только S-TET (совместного проекта со столичным «Тонисом»), а из эфира «Форы» и «Фаворит-новостей» исчезли. Поговаривают, виной всему — язык. «МедиаПорт» делает новости на русском, а у той же «Форы» — вещание на украинском.


Информационных радиостанций в харьковском эфире практически нет. Исключение составляют областное радио (главная аудитория — жители области, по старинке слушающие проводное радио), столичное радио «Эра» и местная «Новая волна», принадлежащая Авакову.


Те же, кто желает большей оперативности, непредвзятости или сбалансированности, идут в Интернет. Наибольшей популярностью пользуется сайт агентства «МедиаПорт», стабильно входящий в топ-30 украинских информационных сайтов. До мая 2006-го он был известен как сайт МГ «Объектив». Но после конфликта с учредителем Александром Давтяном был вынужден провести ребрендинг.

 

Владельцем агентства «МедиаПорт» является известный в Харькове журналист, нынешний директор областной телерадиокомпании Зураб Аласания.


В Сеть идут и за большей скандальностью. В последние годы появилось несколько сайтов, специализирующихся на харьковской тематике. Самые яркие примеры — два «Дозора», некогда бывшие одним целым. «Городской дозор» появился в результате борьбы местных бизнесменов братьев Протасов (считается, что они обеспечивали проект материально) с мэром и секретарем горсовета. Но вскоре от «Городского дозора» отпочковался клон: «Настоящий дозор», считающийся близким к Кернесу. Соответственно, основными его мишенями являются Аваков, Фельдман иже с ними. В подборе эпитетов оба «Дозора» не стесняются, в вольном толковании фактов — тоже. Их главная функция — не информация, а агитация.

 


АЛЕНА КИРИЛЛОВА,

 

comments.com.ua

Расскажите друзьям про новость