23 Дек 2017, 07:00

Мед, газ, анимация, картон: гид по инсайтам экономики будущего

Подборка экспертных мнений от Игоря Лиски, председателя совета директоров компании «Эффективные инвестиции», и Олега Прохоренко, председателя правления «Укргаздобыча» — по итогам встречи #удивили

Есть два человека, способные удивлять: Игорь Лиски, председатель совета директоров компании «Эффективные инвестиции», которая развивает украинский бренд мёда, изделия и игрушки из картона и студию анимации, и Олег Прохоренко, председатель правления «Укргаздобыча», где главная цель не добыча газа, а энергонезависимость страны. И когда эти личности встречаются с лидерами мнений медиаиндустрии Викторией Шульженко, генпродюсером телеканала ТЕТ, и Александром Дубинским, редактором отдела журналистских расследований 1+1 media — на глазах аудитории создается универсальное руководство к действию в любой ситуации в любой сфере.

Во время четвертой встречи проекта #удивили от 1+1 media и Ekonomika+ MMR записал главные сентенции различия и схожести этих профи. Модератором встречи стала Ирина Рубис, СЕО Ekonomika+.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Игорь Лиски

О бизнесе будущего 

Где в Киеве работать людям в экономике будущего? Ясно, что такое завод, сфера сервиса, банк, но хочется создать бизнес о будущем. Мы живем во время креативной экономики, потому бизнесу важно помнить о трендовых направлениях развития и о требованиях поколения миллениалов. Современные люди действительно не верят в накопление капитала, их важно заразить идеей, привить свою философию. 

У нас есть сумасшедший проект: уже четыре месяца мы строим анимационную студию. Мы работаем над этим проектом не только потому что в Украине много талантливых людей, но из-за того, что мы можем сформировать рынок. Я верю в анимацию и надеюсь, что когда-то появятся модные, красивые украинские мультики, которые можно будет экспортировать в другие странны.

О креативных индустриях 

Все устали слушать о потенциале нашей страны. У нас много творческих креативных людей, но нет возможности продавать свой креатив. Максимум ІТишники работают на аутсорсе. А где найти себя сценаристам, художникам, аниматорам, звукорежиссерам, композиторам? Наша амбиция построить не просто студию и академию анимации, а индустрию. Украинский креатив должен иметь мировое имя, он требует поддержки, интересных проектов, достойной оплаты. Если создать все условия для развития этого направления, возрастет влияние городов, люди не будут покидать страну.

О заразительности идей 

Как нанять лучших, если ты не можешь предложить самую высокую зарплату? Заразить их идеей. В Испании, Франции ты один из сотен тысяч. В Украине — ты первый, есть возможность создать что-то, чего здесь еще нет. Мы можем наконец научиться работать в команде, верить в общее дело и работать на результат.

О потребности в украинских брендах 

Как бы там ни было, у нас нет ни одного украинского бренда мирового класса. Например, все знают, что Украина входит в топ мировых производителей и экспортеров меда. А назовите, хоть один бренд?  У нас есть амбиция создать отрасль с другим подходом, с нуля — от технологии и инноваций до сертификации и построения бренда. И нам не надо большую цену — дайте нам ту, что вы платите немцам, французам, американцам, чем мы хуже? Например, в «Бихайв» — компанию, которая занимается переработкой и экспортом меда, мы инвестировали только ради создания такого конечного продукта. Путь не из легких — много требований и преград, но создавать продукт с добавочной стоимостью не только нужно, но и возможно. 

Об удовольствии предпринимателя 

Смысл не в том, чтобы быть самым умным. Но когда у других опускаются руки, потому что им кажется, что в этой стране невозможно работать, а ты что-то создаешь и делаешь мир лучше, видишь, как меняется индустрия — то чувствуешь, что делаешь это не зря. Удовольствие от выполнения планов и создание эффективных проектов то, для чего нужно совершенствоваться каждый день.

О социальных проектах 

Каждому предпринимателю, который создает рабочие места, нужно дать звание героя, потому что это и есть социальная деятельность. Мы не хотим откупаться, когда приходят и просят денег на социальные инициативы — мы хотим создавать долгоиграющие, системообразующие проекты.

О времени на хорошие дела 

В Украине горизонт планирования три-четыре месяца, у кого-то полгода-год, максимум — до выборов. Но если не будет планирования и больших целей — не будет этой страны. За три-четыре месяца ни одного хорошего дела ты не сделаешь. Нужно верить в долгую волю и быть готовым бороться за проект, уметь ждать, работать по действительно обдуманной стратегии. 

О формуле успеха 

Никакого волшебного рецепта успеха нет. От Илона Маска до Стива Джобса у каждого своя история. Но что я точно всем советую — учить английский. Неважно, чем ты занимаешься — учитель в школе, программист или сварщик на заводе, который мечтает стать инженером — изучение любого иностранного языка структурирует мозги. Нет времени на разделение отдыха и работы, все сливается воедино. Если ты не получаешь удовольствия от своей работы, если нет роста — значит ты что-то делаешь не так. Возможно, формула успеха в ответственности перед самим собой, своими планами, мечтами.

Олег Прохоренко

О главной цели бизнеса 

В «Укргаздобыче» я целенаправленно занимаюсь тем, что в моем предыдущем опыте называлось корпоративной трансформацией, когда бизнес с неправильными процессами и системой ты превращаешь в бизнес, нацеленный на создание акционерной стоимости — shareholder value. Если тебя поднимут среди ночи и спросят «Какова цель твоего бизнеса?», ты должен ответить «Maximize shareholder value!». Это все, что нужно знать о бизнесе. 

О глобальной цели 

Нужно создать визию — амбициозную цель. Чем больше идея, тем больше она будет казаться сумасшедшей, но и притягивать ресурсы и общественное внимание. Под идею появятся и люди, и деньги. Чем сумасшедшее — тем лучше.

О мотивации и geeky satisfaction  

Моя личная мотивация: я испытываю драйв, делая правильные вещи. В McKinsey & Company я занимался улучшением корпоративных структур госорганов других стран, в основном на Ближнем Востоке и в СНГ. Всегда было обидно, почему в Эмиратах, Саудовской Аравии, Бахрейне думают о стратегии развития нефтегазовой индустрии, об операционном улучшении на заводах и т. д., а в Украине — нет. Моя амбиция была в том, чтобы показать, что и у нас можно выстроить бизнес-систему. Это geeky satisfaction: сказать, что можно сделать что-то — и сделать! 

О социальной ответственности бизнеса 

Мы будем делать все, что помогает нам добывать газ, в том числе социальные проекты. Как учили в Kennedy School: когда ты находишься в публичной плоскости, делай только то, что будет для тебя комфортно, ели это появится в прессе. 

О сценариях развития событий в Украине  

Все зависит от политической ситуации в стране. В принципе есть два больших сценария — европейский и латиноамериканский. Первый — мы продолжаем двигаться по пути реформ, приближаемся к Европе. Второй — на выборах побеждают популисты. Дальше события развиваются под воздействием эффекта лягушки, которую подогревают в кастрюле: ты сначала не замечаешь, как это происходит, а потом у нас а-ля Венесуэла. 

О личном будущем 

Мне будет интересно заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас. Возможно, на более высоком уровне. Я не исключаю, что могу стать министром, но не как публичный политик, а как технократ-менеджер. Я не хочу идти в парламент, но если бы дали волшебный мандат менять сектор или отрасль, я бы смог это сделать.

Об образовании 

Если человек нашел себя, то он качественно проявит способности в любой сфере. Если запутался, то в чувства приводят вопросы «Где ты видишь себя через пять лет? Будет ли релевантно то, что ты делаешь через пять лет?». Если то, что ты делаешь, не приведет тебя к тому, что ты хочешь, стоит менять сферу. Самое главное качество, которое человек должен вынести из образования, — это обучаемость. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео