18 Июн 2020, 13:49

Маркетолог на распутье: где лучше работать — в корпорации, агентстве или стартапе?

Роман Сельченок, маркетолог агентства BDCenter Digital, о преимуществах и «подводных камнях» разных карьерных путей маркетолога

Десятки тысяч маркетологов потеряли работу из-за пандемии коронавируса. По мере того как карантин заканчивается и бизнес оживает, перед профессионалами маркетинга встает вопрос: на какие вакансии откликаться? Проанализируем плюсы и минусы трех основных вариантов.

Три карьерных пути

Маркетологам — как опытным, так и начинающим — открыты три пути. Во-первых, это позиция в уже работающей относительно крупной компании или организации. Это может быть огромная корпорация, гостиница, банк или даже университет. В зависимости от размера фирмы отдел маркетинга может состоять как из одного менеджера, так и из десятков людей — от директора до младших ассистентов.

Второй путь — это стартап, то есть небольшая молодая инновационная компания. Отдел маркетинга у таких проектов совсем небольшой, зато новые стартапы появляются каждый день, поэтому маркетологу есть из чего выбрать.

Наконец, третий вариант — это рекламное или маркетинговое агентство. Все больше компаний отдают маркетинг на аутсорс агентствам, поэтому количество вариантов трудоустройства в этом сегменте постоянно растет.

Разумеется, у каждого варианта есть свои достоинства и «подводные камни». Рассмотрим их по порядку.

list

1. Корпорация или стабильная компания

Преимущества:

  • Большой бюджет. Вы сможете реализовать крупные кампании, пробовать новые каналы и даже заказывать услуги у агентств, вместо того чтобы лихорадочно гуглить «бесплатные методы продвижения».
  • Стабильный доход и соцпакет. В условиях кризиса многие предпочтут получать гарантированную сумму каждый месяц, а не гадать — будут заказы от клиентов или нет. Качественная медицинская страховка и компенсация питания тоже придутся кстати. Некоторые компании даже предлагают абонементы в спортзал.
  • Плюс для резюме. Конечно, это актуально, если вы работаете в фирме с известным именем, а не в ООО «Рога и копыта». Специалисты по рекрутингу при поиске кандидатов прежде всего смотрят именно на названия компаний в резюме.
  • Возможность учиться у коллег. Это особенно эффективно, если в компании большой отдел маркетинга. Причём актуально как для начинающего маркетолога, так и для профессионалов с опытом — изменчивость рынков и технологий заставляет всегда учиться.
  • Карьерный рост. Начав карьеру ассистентом по маркетингу, можно стать младшим менеджером, затем старшим менеджером и, наконец, директором. А если корпорация международная, то можно стать, скажем, региональным директором и переехать за границу. Кроме того, доступна и горизонтальная мобильность: из «просто» маркетинга можно перейти в бренд-менеджмент, медиа-менеджмент, исследования и т.п.
career

Недостатки:

  • Бюрократия. Чем больше компания, тем больше вы будете чувствовать себя как винтик в машине и тем меньше у вас будет свободы действий. Согласование бюджета кампании может идти неделями, а один простой PR-материал должны будут утвердить 5-6 человек в разных отделах. Если только вы не занимаете позицию директора по маркетингу, не надейтесь принимать самостоятельные решения.
  • Политические игры. Чем больше коллектив, тем больше вероятность, что кто-то из коллег вас невзлюбит и будет специально ставить вам палки в колеса. Решения в корпорациях далеко не всегда принимаются исходя из соображений эффективности: личные отношения играют большую роль.
  • Нехватка креатива. Стабильно работающие компании склонны годами использовать одни и те же маркетинговые инструменты по принципу «не сломалось — не чини». Поэтому вам будет трудно убедить начальство попробовать инновационные каналы вроде WebAR или 3D-фотографий. Международные корпорации обычно очень жёстко следуют бренд-буку и гайдлайнам своих брендов, серьезно ограничивая возможности для креатива.

2. Стартап

Преимущества:

  • Самостоятельность. Вполне вероятно, что вы будете единственным сотрудником отдела маркетинга и сможете принимать независимые решения. Срок согласования в стартапе обычно обратно пропорционален размеру и возрасту проекта. Кроме того, основатели стартапов охотно экспериментируют с новыми маркетинговыми каналами.
  • Результат налицо. Когда о бренде еще никто не знает, эффективность маркетинга гораздо легче оценить. Кроме того, поскольку масштабы бизнеса маленькие, можно добиться очень высокого относительного результата за короткий срок: скажем, одна рекламная кампания может повысить продажи не на 20%, а на 200%.
  • Карьерный рост. Если проект «выстрелит», а бренд станет узнаваемым, то вы сможете разом перескочить через несколько ступенек карьерной лестницы: как правило, только в стартапе вы за год-два работы в маркетинге сможете пройти путь от рядового маркетолога до директора по маркетингу.
  • Динамичность. Некоторые люди, один раз поработав в стартапе, уже не хотят ничего другого. Новые интересные задачи каждый день, веселый тесный коллектив, «движуха» — все это создает атмосферу приключения и постоянного профессионального развития.
drive

Недостатки:

  • Риск ошибки. Это обратная сторона самостоятельности: если вы принимаете решения, то и ответственность за неудачную кампанию тоже придется нести вам. Если вы один отвечаете за маркетинг, то просто некому будет дать вам совет или оценить проект со стороны до его запуска.
  • Не у кого учиться. Если в корпорации можно найти себе наставника, то в стартапе все придется постигать самостоятельно, читая статьи в интернете. Профессионально расти вы точно будете, но скорость вашего роста будет зависеть только от вас самих.
  • Маленький бюджет. Стартапам хронически не хватает денег, поэтому готовьтесь искать минимально затратные каналы и инструменты. С другой стороны, это развивает креатив, но многие потенциально хорошие проекты придётся или вовсе отменить, или отложить до «лучших времён».
  • Небольшая зарплата. Проблема бюджета касается оплаты не только маркетинговых кампаний, но и труда команды. Стартап обычно не сможет платить столько же, сколько корпорация. Нередко стартапы компенсируют невысокие зарплаты долей в компании, но это нельзя назвать стабильным заработком.
  • Хаос и непредсказуемость.  Те, кто ценит порядок и стабильность, будут ощущать сильный дискомфорт, работая в стартапе, где стратегия и даже сам продукт могут внезапно меняться. Ждать от стартапа выверенных бизнес-процессов едва ли приходится, будьте готовы к достаточно высокому уровню энтропии.
  • Самоуверенные фаундеры. Опыт и характер основателей во многом определяют успех проекта. К сожалению, слишком часто стартапы терпят крах именно из-за того, что фаундеры не хотят слушать разумные советы (например, ваши) или просто не обладают необходимыми качествами и знаниями.

3. Агентство

Преимущества:

  • Разнообразие проектов. Один и тот же специалист может одновременно работать с 5 проектами в совершенно разных сегментах: от блокчейна до путешествий. Это не просто интересно, но и развивает кругозор, а также формирует из вас сильного специалиста, жёстко не привязанного к конкретной отрасли.
  • Быстрый профессиональный рост. В агентстве вы за месяц научитесь тому, что в корпорации не постигнете и за год. Само собой, от вас в таком случае потребуется серьезная сосредоточенность на проектах, но если ваша цель — стать экспертом как можно быстрее, то агентство — самый быстрый путь.
  • Демократичная атмосфера. В агентствах обычно горизонтальная организационная структура и нет классических отношений начальников и подчиненных. Никто не будет заставлять ходить в костюме и с придыханием называть руководителя по имени-отчеству.
  • Дружная команда специалистов. Средний уровень профессионализма в агентствах гораздо выше, чем в обычных компаниях, поскольку все сотрудники уже работали и в фирмах, и в стартапах, и в качестве фрилансеров. Также в агентствах обычно куда более сплоченные коллективы, поскольку все занимаются общим делом и хорошо понимают друг друга. Классических корпоративных разборок «маркетинг vs продажи» или «маркетинг vs бухгалтерия» в агентстве не будет как явления.
team

Недостатки:

  • Высокий темп. Работа в агентстве требует гораздо большей вовлеченности и готовности всегда быть на связи. Вам придется постоянно переключаться между проектами и быстро приступать к новым задачам. Это добавляет куража и гордости от проделанной работы, но кому-то комфортнее работать в более неспешном темпе. К счастью, есть много приложений, помогающих организовать рабочий процесс: Slack, Asana, Trello и т.д.
  • «Трудные» клиенты. К счастью, большая часть клиентов ведут себя разумно и профессионально, но есть и такие, которые очень медленно согласовывают бюджет, требуют постоянных правок или формирования специфических отчётов в огромных количествах. В таких ситуациях важно не терять терпения и подстраиваться под желания клиента, входя в его положение.
  • Короткая карьерная лестница. Профессионалом в агентстве стать можно достаточно быстро и прокачать свои навыки до очень серьезного уровня, но стать «большим боссом» с десятками подчинённых непросто — команды агентства обычно достаточно компактны. Несмотря на то что тимлидом или руководителем направления можно стать достаточно быстро, работу в агентстве всё же чаще выбирают для развития себя как эксперта, а не руководителя.

Так где все-таки лучше?

Для маркетолога, который всегда работал только в корпорациях, перспектива перейти в небольшую молодую компанию может быть пугающей, особенно в кризис. Если вам нужно платить по ипотеке и содержать семью, то вполне разумно будет переждать бурю в спокойной гавани.

С другой стороны, в ближайшие пару лет конкуренция среди маркетологов станет гораздо жестче: во время рецессии выживут сильнейшие. В этом контексте логично будет выбрать путь или скорейшего профессионального роста — то есть агентство, или быстрейшего (но и самого рискованного) карьерного роста — то есть стартап.

Кавер: Unsplash
Гифки: Giphy

Расскажите друзьям про новость

Новое видео