Маркетолог на распутье: где лучше работать — в корпорации, агентстве или стартапе?
18 Июн 2020, 13:49

Маркетолог на распутье: где лучше работать — в корпорации, агентстве или стартапе?

Роман Сельченок, маркетолог агентства BDCenter Digital, о преимуществах и «подводных камнях» разных карьерных путей маркетолога

Десятки тысяч маркетологов потеряли работу из-за пандемии коронавируса. По мере того как карантин заканчивается и бизнес оживает, перед профессионалами маркетинга встает вопрос: на какие вакансии откликаться? Проанализируем плюсы и минусы трех основных вариантов.

Три карьерных пути

Маркетологам — как опытным, так и начинающим — открыты три пути. Во-первых, это позиция в уже работающей относительно крупной компании или организации. Это может быть огромная корпорация, гостиница, банк или даже университет. В зависимости от размера фирмы отдел маркетинга может состоять как из одного менеджера, так и из десятков людей — от директора до младших ассистентов.

Второй путь — это стартап, то есть небольшая молодая инновационная компания. Отдел маркетинга у таких проектов совсем небольшой, зато новые стартапы появляются каждый день, поэтому маркетологу есть из чего выбрать.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Наконец, третий вариант — это рекламное или маркетинговое агентство. Все больше компаний отдают маркетинг на аутсорс агентствам, поэтому количество вариантов трудоустройства в этом сегменте постоянно растет.

Разумеется, у каждого варианта есть свои достоинства и «подводные камни». Рассмотрим их по порядку.

list

1. Корпорация или стабильная компания

Преимущества:

  • Большой бюджет. Вы сможете реализовать крупные кампании, пробовать новые каналы и даже заказывать услуги у агентств, вместо того чтобы лихорадочно гуглить «бесплатные методы продвижения».
  • Стабильный доход и соцпакет. В условиях кризиса многие предпочтут получать гарантированную сумму каждый месяц, а не гадать — будут заказы от клиентов или нет. Качественная медицинская страховка и компенсация питания тоже придутся кстати. Некоторые компании даже предлагают абонементы в спортзал.
  • Плюс для резюме. Конечно, это актуально, если вы работаете в фирме с известным именем, а не в ООО «Рога и копыта». Специалисты по рекрутингу при поиске кандидатов прежде всего смотрят именно на названия компаний в резюме.
  • Возможность учиться у коллег. Это особенно эффективно, если в компании большой отдел маркетинга. Причём актуально как для начинающего маркетолога, так и для профессионалов с опытом — изменчивость рынков и технологий заставляет всегда учиться.
  • Карьерный рост. Начав карьеру ассистентом по маркетингу, можно стать младшим менеджером, затем старшим менеджером и, наконец, директором. А если корпорация международная, то можно стать, скажем, региональным директором и переехать за границу. Кроме того, доступна и горизонтальная мобильность: из «просто» маркетинга можно перейти в бренд-менеджмент, медиа-менеджмент, исследования и т.п.
career

Недостатки:

  • Бюрократия. Чем больше компания, тем больше вы будете чувствовать себя как винтик в машине и тем меньше у вас будет свободы действий. Согласование бюджета кампании может идти неделями, а один простой PR-материал должны будут утвердить 5-6 человек в разных отделах. Если только вы не занимаете позицию директора по маркетингу, не надейтесь принимать самостоятельные решения.
  • Политические игры. Чем больше коллектив, тем больше вероятность, что кто-то из коллег вас невзлюбит и будет специально ставить вам палки в колеса. Решения в корпорациях далеко не всегда принимаются исходя из соображений эффективности: личные отношения играют большую роль.
  • Нехватка креатива. Стабильно работающие компании склонны годами использовать одни и те же маркетинговые инструменты по принципу «не сломалось — не чини». Поэтому вам будет трудно убедить начальство попробовать инновационные каналы вроде WebAR или 3D-фотографий. Международные корпорации обычно очень жёстко следуют бренд-буку и гайдлайнам своих брендов, серьезно ограничивая возможности для креатива.

2. Стартап

Преимущества:

  • Самостоятельность. Вполне вероятно, что вы будете единственным сотрудником отдела маркетинга и сможете принимать независимые решения. Срок согласования в стартапе обычно обратно пропорционален размеру и возрасту проекта. Кроме того, основатели стартапов охотно экспериментируют с новыми маркетинговыми каналами.
  • Результат налицо. Когда о бренде еще никто не знает, эффективность маркетинга гораздо легче оценить. Кроме того, поскольку масштабы бизнеса маленькие, можно добиться очень высокого относительного результата за короткий срок: скажем, одна рекламная кампания может повысить продажи не на 20%, а на 200%.
  • Карьерный рост. Если проект «выстрелит», а бренд станет узнаваемым, то вы сможете разом перескочить через несколько ступенек карьерной лестницы: как правило, только в стартапе вы за год-два работы в маркетинге сможете пройти путь от рядового маркетолога до директора по маркетингу.
  • Динамичность. Некоторые люди, один раз поработав в стартапе, уже не хотят ничего другого. Новые интересные задачи каждый день, веселый тесный коллектив, «движуха» — все это создает атмосферу приключения и постоянного профессионального развития.
drive

Недостатки:

  • Риск ошибки. Это обратная сторона самостоятельности: если вы принимаете решения, то и ответственность за неудачную кампанию тоже придется нести вам. Если вы один отвечаете за маркетинг, то просто некому будет дать вам совет или оценить проект со стороны до его запуска.
  • Не у кого учиться. Если в корпорации можно найти себе наставника, то в стартапе все придется постигать самостоятельно, читая статьи в интернете. Профессионально расти вы точно будете, но скорость вашего роста будет зависеть только от вас самих.
  • Маленький бюджет. Стартапам хронически не хватает денег, поэтому готовьтесь искать минимально затратные каналы и инструменты. С другой стороны, это развивает креатив, но многие потенциально хорошие проекты придётся или вовсе отменить, или отложить до «лучших времён».
  • Небольшая зарплата. Проблема бюджета касается оплаты не только маркетинговых кампаний, но и труда команды. Стартап обычно не сможет платить столько же, сколько корпорация. Нередко стартапы компенсируют невысокие зарплаты долей в компании, но это нельзя назвать стабильным заработком.
  • Хаос и непредсказуемость.  Те, кто ценит порядок и стабильность, будут ощущать сильный дискомфорт, работая в стартапе, где стратегия и даже сам продукт могут внезапно меняться. Ждать от стартапа выверенных бизнес-процессов едва ли приходится, будьте готовы к достаточно высокому уровню энтропии.
  • Самоуверенные фаундеры. Опыт и характер основателей во многом определяют успех проекта. К сожалению, слишком часто стартапы терпят крах именно из-за того, что фаундеры не хотят слушать разумные советы (например, ваши) или просто не обладают необходимыми качествами и знаниями.

3. Агентство

Преимущества:

  • Разнообразие проектов. Один и тот же специалист может одновременно работать с 5 проектами в совершенно разных сегментах: от блокчейна до путешествий. Это не просто интересно, но и развивает кругозор, а также формирует из вас сильного специалиста, жёстко не привязанного к конкретной отрасли.
  • Быстрый профессиональный рост. В агентстве вы за месяц научитесь тому, что в корпорации не постигнете и за год. Само собой, от вас в таком случае потребуется серьезная сосредоточенность на проектах, но если ваша цель — стать экспертом как можно быстрее, то агентство — самый быстрый путь.
  • Демократичная атмосфера. В агентствах обычно горизонтальная организационная структура и нет классических отношений начальников и подчиненных. Никто не будет заставлять ходить в костюме и с придыханием называть руководителя по имени-отчеству.
  • Дружная команда специалистов. Средний уровень профессионализма в агентствах гораздо выше, чем в обычных компаниях, поскольку все сотрудники уже работали и в фирмах, и в стартапах, и в качестве фрилансеров. Также в агентствах обычно куда более сплоченные коллективы, поскольку все занимаются общим делом и хорошо понимают друг друга. Классических корпоративных разборок «маркетинг vs продажи» или «маркетинг vs бухгалтерия» в агентстве не будет как явления.
team

Недостатки:

  • Высокий темп. Работа в агентстве требует гораздо большей вовлеченности и готовности всегда быть на связи. Вам придется постоянно переключаться между проектами и быстро приступать к новым задачам. Это добавляет куража и гордости от проделанной работы, но кому-то комфортнее работать в более неспешном темпе. К счастью, есть много приложений, помогающих организовать рабочий процесс: Slack, Asana, Trello и т.д.
  • «Трудные» клиенты. К счастью, большая часть клиентов ведут себя разумно и профессионально, но есть и такие, которые очень медленно согласовывают бюджет, требуют постоянных правок или формирования специфических отчётов в огромных количествах. В таких ситуациях важно не терять терпения и подстраиваться под желания клиента, входя в его положение.
  • Короткая карьерная лестница. Профессионалом в агентстве стать можно достаточно быстро и прокачать свои навыки до очень серьезного уровня, но стать «большим боссом» с десятками подчинённых непросто — команды агентства обычно достаточно компактны. Несмотря на то что тимлидом или руководителем направления можно стать достаточно быстро, работу в агентстве всё же чаще выбирают для развития себя как эксперта, а не руководителя.

Так где все-таки лучше?

Для маркетолога, который всегда работал только в корпорациях, перспектива перейти в небольшую молодую компанию может быть пугающей, особенно в кризис. Если вам нужно платить по ипотеке и содержать семью, то вполне разумно будет переждать бурю в спокойной гавани.

С другой стороны, в ближайшие пару лет конкуренция среди маркетологов станет гораздо жестче: во время рецессии выживут сильнейшие. В этом контексте логично будет выбрать путь или скорейшего профессионального роста — то есть агентство, или быстрейшего (но и самого рискованного) карьерного роста — то есть стартап.

Кавер: Unsplash
Гифки: Giphy

Расскажите друзьям про новость