Маркетинг завтра
Микросегментация
Одной из основных концепций современного успешного бизнеса является клиентоориентированность. Этот принцип известен всем, кто понимает структуру работы бизнеса. Но сегодня в связи с глобализацией отношений и бизнес-процессов эта концепция обретает новый смысл. Каждый человек, живущий на планете, оказывается вовлечен в глобальную общественную экосистему, образованную всеми возможными взаимоотношениями людей, их идеями и потребностями. Таким образом, клиентоориентированность становится работой на эту экосистему, охватывающую весь мир. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, крайне важно знать не только где живут потребители вашей продукции и их финансовое состояние, но и чем они живут, каковы стиль их жизни, интересы.
Если говорить о клиентоориентированности телекоммуникационной отрасли, то пока мы продолжаем сегментировать наших абонентов по их потребительским особенностям. Но недалек тот час, когда мы сможем говорить о том, что сегментов будет столько, сколько людей. Каждый человек будет рассматриваться как отдельный сегмент.
Конвергенция B2B и B2C интересна, но она является только частью большой истории. На самом деле мы имеем дело с увеличивающейся конвергенцией между спросом и предложением, когда каждый потребитель становится и производителем. И это не циклические изменения, а коренные изменения фундаментальных представлений о мире. Они преобразовывают не какие-то 50 лет традиций и привычек, а 350 — 500 лет накопленного общественного мировоззрения.
Большая проблема нашего сознания в том, что оно не успевает перестраиваться вместе с развивающимся миром. Посмотрите, В2В и В2С – оба сокращения начинаются с «В» — бизнеса. А это уже не отвечает вызовам реальности.
С2С и С2В
Обычных людей в мире больше 6 миллиардов, из которых почти половина уже имеет мобильный телефон, то есть доступ к Интернету сейчас же или в уже ближайшем будущем. Только пока я писал эту статью, к пользователям прибавилось еще 50 000 человек. Поэтому можно говорить о том, в том числе из-за объема этих возможностей, что самый большой коммерческий шанс ближайшего будущего – это работа в системе C2C – customer to customer. Не менее впечатляющее будущее ждет и модель С2В.
И она уже реализуется: когда, например, я продаю свои услуги МТС или вы – своему работодателю. Подтверждение тому e-bay – интернет-аукцион, на котором торговцами выступают обычные люди, и YouTube, на котором режиссерами и владельцами микротелевизионных каналов выступают те же обычные люди.
«Я-компания»
Сегодня только разговоры и SMS-сообщения являются частью обыденных реалий большинства пользователей. Но скоро Интернет, ТВ, радио, музыка, кошелек, транспортный билет, ключи и многое другое будут включены в мобильный телефон. И мы должны это тоже учитывать.
Именно новые возможности коммуникаций обеспечивают возможность функционирования системы отношений C2B и C2C, о которой мы говорили вначале. Они дают шанс бизнесу наиболее эффективно использовать ресурсы независимых партнеров, рассредоточенных по всему миру, а каждому из нас стать «Я-компанией».
Позволю себе привести пример из ежедневной жизни Запада. Вот, скажем, в моей родной Ирландии в супермаркетах повсюду стоят камеры видеонаблюдения, чтобы защищать магазины от воров. А на мониторы, к которым подключены эти камеры, смотрят экс-полицейские пенсионеры ровно за 11 тысяч 750 километров от этого магазина – на юге Индии. За эту работу они получают где-то по 1 доллару в час. Плюс бонус за каждого арестованного вора. Но эти люди никогда не были в Ирландии и никогда не будут. Но, тем не менее, они виртуально «ездят» за 11 тысяч 750 км в Ирландию на работу каждый день.
Ирландец за ту же работу в Ирландии получил бы (притом без опыта работы полицейским) 1–20 долларов в час. Так что мы можем говорить о серьезных конкурентных возможностях, которые создают людям Интернет и технологии.
Или еще. Предположим, что 20 лет назад в городе Усть-Кут, в 600 км от Иркутска, жил мальчик. Назовем его Саша. Он отличался от других тем, что в свои 10 лет писал замечательные стихи. Тогда, двадцать лет назад, шансы на то, что его стихи прочтет кто-то, кроме его друзей и родственников, были бы минимальны. Чтобы его стихи стали широко известны, ему и его семье пришлось бы приложить колоссальные усилия, может быть, перебраться в Москву, чтобы добиться издания книг.
Сегодня же в любой школе Усть-Кута есть Интернет. И если такой Саша пишет свои стихи сегодня, они практически неизбежно попадают в компьютер, а значит, потенциально, во все компьютеры мира. Следовательно, они могут быть прочитаны кем угодно.
И когда сорокадвухлетний профессор нью-йоркского университета начинает плакать, читая стихи десятилетнего сибирского школьника Саши, вот тогда мы понимаем, что такое IT-технологии. Потому что это – настоящая революция. Наш мир полностью изменился! Это настоящая фантастика!
Сегодня телекоммуникации строят дороги к каждому человеку и от каждого человека. И теперь мы имеем дело не с абстрактными бизнес-процессами, а с судьбой страны, и судьбой мира, и судьбой каждого человека.
Таким образом, современный маркетинг должен учитывать следующие тенденции в мире:
— конвергенцию и микросегментацию;
— рост значения услуг в экономике;
— усиление роли партнерства и взаимоотношений;
— активное развитие IT и телекоммуникаций.
В условиях стремительного развития технологий в бизнесе начинают выживать только те, кто способен оправдывать ожидания потребителя – каждого в отдельности.